Основные принципы налогового права
Однако ни субъекты РФ, ни муниципальные образования не вправе вводить налоги и сборы, не предусмотренные НК РФ либо установленные в ином порядке, чем это определено Кодексом.
Применительно к федеральным законам Конституционный Суд РФ определил следующие условия, необходимые для признания федеральных налогов и сборов «законно установленными»: принятие их федеральным законодательным органом; в форме федерального закона; с соблюдением установленной Конституцией РФ законодательной процедуры. В отношении налогов субъектов РФ «законно установленными» считаются только те налоги, которые вводятся законодательными органами субъектов РФ в соответствии с общими принципами налогообложения и сборов, определенными федеральным законом.
К этой подсистеме принципов налогового права можно отнести также следующие принципы: установление налогов и сборов в должной правовой процедуре; отрицания обратной силы актов налогового законодательства; толкования неустранимых сомнений актов законодательства о налогах и сборах в пользу налогоплательщика. Эта группа принципов, по мнению одних ученых, подлежит отнесению к принципам налогообложения, обеспечивающим реализацию и соблюдение основ конституционного строя. Другие же ученые данные принципы считают принципами налогового законодательства.
Принцип отрицания обратной силы актов налогового законодательства, ухудшающих положение налогоплательщиков, — следующий принцип налогового права. Он получил закрепление в ст. 57 Конституции РФ и п. 2 ст. 5 НК РФ. Если Конституция РФ говорит о налоговых законах, то НК РФ — об актах законодательства о налогах и сборах.
Налоговый кодекс РФ прямо очерчивает круг случаев, исключающих возможность применения актов законодательства о налогах и сборах к ранее возникшим отношениям. В отличие от Конституции РФ данный перечень случаев в НК РФ значительно расширен. Это — установление новых налогов и сборов; повышение налоговых ставок; введение новой ответственности или ее усиление за налоговые правонарушения; установление новой обязанности или иным образом ухудшение положения налогоплательщиков или иных участников налоговых отношений.
Напротив, акты налогового законодательства, устраняющие либо смягчающие ответственность за налоговые правонарушения либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, а также других обязанных лиц имеют обратную силу. Законодатель сформулировал также императивную норму о применении обратной силы, но в случаях, прямо предусмотренных Кодексом. Пункт 4 ст. 5 также содержит правило об обратной силе актов законодательства о налогах и сборах, однако при наличии двух необходимых условий: прямое указание в законе об обратной силе; специальные обстоятельства.