Основные принципы налогового права
Другой пример: ст. 53 Конституции РФ гласит: «Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями органов государственной власти или их должностных лиц». В свою очередь, ст. 1101 ГК РФ ввела дополнительные общие ориентиры для определения размера возмещения морального вреда, установив, что суд должен руководствоваться при этом требованиями разумности и справедливости.
Таким образом, Основной Закон содержит нравственные и правовые ориентиры справедливости для нашего общества и государства. Поэтому можно утверждать, что принцип справедливости — неотъемлемая часть российской правовой системы. По мнению Конституционного Суда РФ, общеправовой принцип справедливости обладает высшей степенью нормативной обобщенности, предопределяет содержание конституционных и отраслевых прав гражданина, носит универсальный характер и в связи с этим оказывает регулирующее воздействие на все сферы общественных отношений. Общеобязательность таких принципов состоит как в приоритетности перед иными правовыми установлениями, так и в распространении их действия на все субъекты права.
Универсальный характер принципа справедливости подтверждается и тем, что из текста п. 1 ст. 3 НК РФ была исключена ссылка на принцип справедливости при установлении налогов. Такое исключение можно объяснить лишь тем, что учет фактической способности налогоплательщика уже означает соблюдение принципа справедливости. Тем не менее, было бы полезным предварить НК РФ преамбулой, в которой провозгласить создание справедливой налоговой системы как основную цель НК РФ.
Принцип всеобщности налогообложения тесно связан с другим основным началом налогового законодательства — принципом равенства налогообложения. В соответствии со ст. 19 Конституции РФ все равны перед законом и судом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Если в Конституции РФ закреплен общеправовой принцип равенства, то в НК РФ — специальный. Поэтому вряд ли можно утверждать, что принцип равенства налогообложения проявляется главным образом в соблюдении формального равенства налогоплательщиков. Равенство налогоплательщиков, а также других участников налоговых отношений, перед законом и судом — это реализация конституционно-правового принципа.
Равенство в налогообложении понимается как равномерность обложения. Она оценивается на основе сопоставления экономических возможностей различных налогоплательщиков, а не каких-либо других признаков. Данный принцип имеет отношение не только к выбору объектов обложения, но и установлению налоговых льгот. Следует согласиться, что льготы, основанные не на имущественном положении, а на социальном, должны быть объектом самого пристального внимания законодателей.
Принцип равенства налогообложения применяется исходя из фактической способности налогоплательщиков к уплате налога. Такой правовой позиции придерживается Конституционный Суд РФ. В постановлении Суда от 4 апреля 1996 г. № 9-П читаем: «В целях обеспечения регулирования налогообложения в соответствии с Конституцией Российской Федерации принцип равенства требует учета фактической способности к уплате налога исходя из правовых принципов справедливости и соразмерности. Принцип равенства в социальном государстве в отношении обязанности платить законно установленные налоги и сборы и 57 Конституции Российской Федерации) предполагает, что равенство должно достигаться посредством справедливого перераспределения доходов и дифференциации налогов и сборов».