Основные принципы налогового права
Более подробно свою позицию в отношении принципа равенства налогообложения Конституционный Суд РФ изложил в постановлении от 24 февраля 1998 г. № 7-П. В мотивировочной части постановления отмечается, что при определении размера тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд РФ законодатель должен учитывать такие конституционные принципы, как принцип равенства и принцип соразмерности ограничений прав и свобод граждан социально значимым интересам и целям, закрепленным в Конституции РФ. Исходя из этих принципов, обеспечение неформального равенства граждан требует, по мнению Конституционного Суда РФ, учета фактической способности гражданина к уплате страхового взноса в соответствующем размере.
Таким образом, Конституционный Суд РФ считает, что равенство в налоговом праве реализуется не как уплата налога в одинаковом размере, а как экономическое равенство плательщиков. Равенство выражается еще в том, что за основу берется фактическая способность плательщиков к уплате налога путем сравнения их экономических возможностей.
Ряд авторов, исследуя принцип равенства налогообложения, стремятся провести разграничение между принципом равноправия и принципом равенства. По мнению С. Г. Пепеляева, «если принцип равноправия преследует цель соблюдения формального равенства налогоплательщиков, то принцип равенства направлен на то, чтобы без нарушения формального равенства плательщиков в максимальной степени учесть обстоятельства налогоплательщиков и обеспечить соблюдение неформального равенства». На наш взгляд, с точки зрения правоприменительной практики, данные нюансы терминологии не имеют определяющего значения. В свете этого представляется возможным взять на вооружение понятие «равенство налогообложения», которое используется в НК РФ. Заметим при этом, что в науке конституционного права понятия «равноправие» и «равенство» нередко рассматриваются как синонимы для обозначения одинаковой меры свободы каждого человека. Понятие «равенство» означает одинаковое юридическое положение граждан перед законом, т. е. совпадение всего комплекса прав и обязанностей у всех лиц. Второе — совпадение объема только прав.
Принцип соразмерности налогообложения конституционно значимым целям ограничения прав и свобод прямо вытекает из положений Конституции РФ. Так, в силу ч. 3 ст. 55 «права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства».
Поэтому недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав. В частности, налогообложение является ограничением права собственности, закрепленного в ст. 35 Конституции РФ. Вместе с тем никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.