Жилищный фонд в Российской Федерации
Этот принцип единства всего жилищного фонда страны в известной мере прослеживается в новом ЖК. В соответствии со ст. 19 ЖК жилищный фонд независимо от его принадлежности и формы собственности подлежит государственному учету в порядке, установленном Правительством РФ. Положение о государственном учете жилищного фонда Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства РФ от 13 октября 1997 г. N 1301, указывает, что государственному учету подлежат жилые дома, специализированные дома, квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания.
Основной задачей государственного учета жилищного фонда является получение информации о местоположении, количественном и качественном составе, техническом состоянии, уровне благоустройства, стоимости объектов фонда и изменении этих показателей. Государственный учет предполагает среди прочего техническую инвентаризацию и техническую паспортизацию жилищного фонда с оформлением технических паспортов жилых помещений - документов, содержащих техническую и иную информацию о жилых помещениях, связанную с обеспечением соответствия жилых помещений установленным требованиям.
Государственный учет жилищного фонда включает в себя технический учет, официальный статистический учет и бухгалтерский учет.
Основу государственного учета составляет технический учет, осуществляемый по единой для Российской Федерации системе учета путем проведения технической инвентаризации и регистрации документов об обязанностях правообладателей по содержанию жилых строений и жилых помещений. Ранее такой учет осуществляли специализированные государственные и муниципальные организации технической инвентаризации - унитарные предприятия, службы, управления, центры, бюро, а в настоящее время в соответствии с постановлением Правительства РФ от 10 сентября 2004 г. N 477 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ по вопросам осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности" - Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и его территориальные органы.
Органы технического учета осуществляют:
техническую инвентаризацию и паспортизацию жилищного фонда;
контроль технического состояния жилых строений и жилых помещений;
оценку и переоценку жилых строений и жилых помещений, в том числе для целей налогообложения;
информационное и консультационное обслуживание и иную деятельность, связанную с государственным учетом жилищного фонда.
Технический паспорт домовладения, строения и жилого помещения составляется при приемке жилых строений в эксплуатацию или при включении жилого помещения в жилищный фонд. Последующий технический учет производится путем проведения плановых инвентаризаций жилых строений и жилых помещений с периодичностью не реже одного раза в пять лет, а также по мере выявления изменений учетных показателей в процессе внеплановых обследований. Технические паспорта, регистрационные книги, иные документы, составленные органами БТИ в прошлые годы, считаются действительными.