Договор розничной купли-продажи
розничный покупатель вправе предъявить данные требования вне зависимости от существенности или несущественности недостатка товара;
иногда выбор розничным покупателем санкции предопределен особенностью самого товара;
выполнение продавцом отдельных требований розничного покупателя должно быть более оперативным;
право розничного покупателя на отказ от договора является универсальным и может быть применено во всяком случае;
правила ст. 503 ГК дают розничному покупателю некоторые дополнительные преимущества.
Закон о защите прав потребителей в основном воспроизводит правила ст. 476 и 503 ГК. В числе важных дополнений - следующее. Потребитель адресует по своему выбору любое из указанных требований продавцу, однако требования о безвозмездном устранении недостатков или возмещении расходов на их исправление, а также замены товара он может адресовать также изготовителю, уполномоченным им лицам, импортеру, либо вместо этих требований он вправе возвратить изготовителю некачественный товар и потребовать возврата денег. Поэтому потребитель, приобретший некачественный товар, имеет право на выбор требования, а также ответчика, которым может быть не только продавец, но по некоторым требованиям и другие лица. Независимо от избранного требования и адресата потребитель вправе также потребовать возмещения убытков, причиненных ему в результате продажи некачественного товара. Эффективность отдельных требований могут блокировать объективные обстоятельства. Так, замена товара невозможна, если товар снят с производства, поэтому обязательство по замене прекращается по ст. 416 ГК, а потребитель вправе избрать другой способ защиты. Суд же должен решить вопрос об изменении способа исполнения решения.
Правила о сроках предъявления потребителем требований в отношении недостатков товара совпадают с аналогичными правилами ГК. Важным дополнением является неизвестное Гражданскому кодексу правило п. 6 ст. 19 Закона. Оно касается только существенных недостатков и прежде всего требования о безвозмездном их устранении; может быть предъявлено только к изготовителю. Потребитель, заявляя данное требование, должен доказать, что существенный недостаток возник до передачи товара. Потребитель может предъявить данное требование, если обнаружил существенный недостаток по истечении 2 лет со дня передачи товара и в течение установленного на товар срока службы. И только если требование о безвозмездном устранении недостатка не удовлетворено в течение 20 дней со дня его предъявления или если недостаток является неустранимым, потребитель вправе прибегнуть к другим требованиям: о возмещении расходов на исправление недостатка самим потребителем или третьим лицом; о замене на товар аналогичной марки; о возврате товара в обмен на уплаченную денежную сумму.
Требования потребителя, которые он может предъявить в случае приобретения некачественного товара согласно ст. 18 Закона о защите прав потребителей, конкретизируются в последующих правилах данного Закона.
Требование к продавцу или изготовителю: