Понятие и общая характеристика правового режима земель лесного фонда
В соответствии со ст. 18 ЛК содержание права собственности на леса определяют три отрасли законодательства: лесное, гражданское и земельное. Приоритет при этом отдан лесному законодательству, что немаловажно, поскольку общее содержание права собственности определяется в гражданском законодательстве, а некоторые принципиальные его особенности в области лесных отношений предусматриваются в лесном и в какой-то мере — в земельном законодательстве.
Общее содержание права собственности закреплено в ст. 209 ГК РФ. В лесном законодательстве определяются специфические черты и характер содержания права собственности на леса и земли лесного фонда, а также особенности механизма реализации правомочий собственника на этот вид природных ресурсов.
Нормы гражданского законодательства о праве собственности, об оборотоспособности конкретизируются в лесном законодательстве. Это обстоятельство обусловлено содержанием п. 3 ст. 129 ГК, согласно которому земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах. Кроме того, согласно п. 3 ст. 209 ГК владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом, осуществляются собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
Важнейшие особенности содержания права государственной собственности на леса закреплены в ст. 18 ЛК. Во-первых, на собственника — Российскую Федерацию возлагается бремя затрат на охрану, защиту, воспроизводство и организацию рационального использования принадлежащих ему лесов. В то же время собственник имеет право на получение доходов от использования лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд. Во-вторых, владение, пользование и распоряжение лесным фондом и не входящими в лесной фонд лесами осуществляются с учетом глобального экологического значения лесов, их воспроизводства, длительности выращивания и иных природных свойств леса.
В ранее действовавших Основах лесного законодательства РФ 1993 г. вопрос о праве собственности на леса был обойден молчанием. В ст. 2 Основ указывалось лишь, что лесной фонд находится в совместном ведении РФ, республик в составе РФ и других субъектов Федерации. Лесной кодекс впервые признал возможность установления права собственности на леса для субъектов Федерации. Предполагается, что по данному вопросу должен быть принят федеральный закон. Проблема разграничения права федеральной собственности и собственности субъектов РФ на леса рассматривалась Конституционным Судом РФ.
Остается открытым также вопрос о порядке отнесения лесов к муниципальной собственности. Согласно ст. 29 Федерального закона от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в состав муниципальной собственности входят, в частности, муниципальные земли и другие природные ресурсы. Однако до сих пор в законодательстве не закреплены критерии и порядок отнесения лесов к категории объектов муниципальной собственности.