Влияние культуры на уголовную политику
Культура, понимаемая как совокупность сотворенных человеком материальных и нематериальных явлений, является фундаментом процессов, происходящих в обществе. Вполне обоснованно утверждается, что «человек является творцом культуры, а она в свою очередь творит человека». Культуру нередко именуют «второй природой», она определяет все существенные черты человеческой деятельности, в том числе процесса социального нормирования, оказывает влияние на политику в различных сферах общественной жизни, в том числе в сфере противодействия преступности. Субъекты, участвующие в выработке и реализации уголовной политики, являясь носителями определенной культуры, неизбежно руководствуются своими субъективными представлениями, во многом определяемыми культурной принадлежностью этих субъектов. В связи с этим представляется актуальным проанализировать, каким образом культура влияет на уголовную политику. С учетом многоаспектности указанной проблемы в статье исследуется взаимосвязь культуры и уголовной политики в контексте одной из ключевых характеристик культуры, а именно ее неоднородности.
Существует немало точек зрения по вопросу о том, что необходимо понимать под уголовной политикой. В узком смысле слова уголовная политика обычно определяется как направление деятельности государства, связанное с применением уголовно-правовых мер борьбы с преступностью. В этом случае синонимом уголовной политики выступает понятие «уголовно-правовая политика». В широком смысле слова уголовная политика – это стратегическая линия, концепция борьбы с преступностью в целом. При таком подходе в уголовную политику включаются уголовно-правовая, уголовно-исполнительная, уголовно-процессуальная политика и другие направления противодействия преступности. В настоящей статье используется понятие уголовной политики в узком смысле слова.
Можно выделить два направления, в рамках которых культура взаимодействует с уголовной политикой: 1) формирование нормативных основ уголовной политики; 2) реализация норм уголовного права при осуществлении уголовной политики. Культура формируется на многоуровневой основе – начиная от человечества в целом и заканчивая каждым индивидом в отдельности. Мы рассмотрим взаимодействие культуры и уголовной политики на двух уровнях – международном и государственном в рамках указанных выше направлений.
Международный уровень является высшим уровнем, на котором происходит формирование культуры. Международное право в своей основе есть не что иное, как совокупность разделяемых всеми цивилизованными нациями и народами культурных норм, обладающих общечеловеческим значением. Так, право на жизнь, свободу, личную неприкосновенность и другие естественные права человека признаются всеми субъектами культуры независимо от присущих им особенностей. Но поскольку нормы международного права могут создаваться при участии как всех, так и нескольких государств, следует признать, что в последнем случае они будут направлены на защиту ценностей, существующих лишь в отдельных странах; при этом указанные ценности могут быть несвойственными другим государствам.