Влияние культуры на уголовную политику
С учетом вышеизложенного, по нашему мнению, международное право имеет приоритет перед национальным уголовным законодательством только тогда, когда речь идет о защите общечеловеческих ценностей. Поэтому абсолютно оправданным является закрепление в п. 2 ст. 15 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г. положений, предусматривающих возможность наказания любого лица за деяние, которое в момент совершения являлось уголовным преступлением согласно общим принципам права, признанным международным сообществом. Деяния, посягающие на мир и безопасность человечества, иные общечеловеческие ценности, безусловно, необходимо считать преступлениями вне зависимости от особенностей культуры, существующей в конкретном государстве. Во всех иных случаях криминализация соответствующих деяний путем изменения национального уголовного законодательства, которая нередко предусматривается международно-правовыми нормами, должна осуществляться с учетом названных особенностей. При другом подходе нужно было признать навязывание одной культурой своих ценностей другой культуре, что абсолютно неприемлемо с точки зрения как принципов международного права, так и необходимости обеспечения эффективности уголовной политики.
Проблема «адаптации» норм международного права в национальном уголовном законодательстве с учетом культурных особенностей особенно актуальна на данный момент для нашей страны. В настоящее время Российская Федерация активно приводит свое уголовное законодательство в соответствие с т.н. «европейскими стандартами». Между тем Россия не является чисто европейской страной. Многие существующие в ней обычные нормы, которые играют значительную роль в жизни людей и по сей день, не соответствуют стандартам европейской культуры. Например, на Россию, ее правовую систему мощное влияние оказали наряду с христианством также ислам, мусульманское право, которые стали частью российской культуры. Кроме того, в отличие от большинства европейских государств, в которых и сформировались указанные выше «стандарты», российская культура исторически основывается не на протестантском или католическом, а в большей степени на православном мировоззрении, имеющем определенные особенности. Поэтому приведение российского законодательства в сфере противодействия преступности в соответствие с требованиями Европейского Сообщества должно осуществляться с учетом названных и иных особенностей российской культуры.
Следует отметить, что в международно-правовых документах культурный фактор упоминается в ряду факторов, которые обязательно должны приниматься во внимание при осуществлении уголовной политики. Так, в Руководящих принципах в области предупреждения преступности и уголовного правосудия в контексте развития и нового международного экономического порядка, являющихся приложением к Миланскому плану действий, принятому на седьмом конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями 1985 г., отмечается, что в рамках предупреждения преступности и уголовного правосудия должны учитываться: 1) культурные условия общества, соответствующие традиции и обычаи при максимальном и эффективном использовании возможностей местного населения (пункт 15);