Влияние культуры на уголовную политику
2) наличие противоречий между местными учреждениями, традициями разрешения социально-правовых проблем и заимствуемыми, привносимыми извне иностранными правовыми нормами в целях обеспечения соответствующего отражения существующих общественных ценностей и структур в официальных нормах (пункт 26); 3) культурная самобытность при введении новых мер по предупреждению преступности во избежание нарушения эффективного функционирования традиционных систем (пункт 31). В пункте 2 Каракасской декларации ООН 1980 г. также обращается внимание на необходимость осуществления предупреждения преступности и уголовного правосудия в контексте существующих в государстве культурных ценностей. В соответствии с пунктом 1.3 Минимальных стандартных правил ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением 1990 г. (Токийские правила), указанные Правила применяются с учетом культурных условий каждой страны.
Можно констатировать, что на международном уровне культурный фактор является одним из основных при решении вопросов, связанных с уголовной политикой. Но особое значение названный фактор имеет в процессе выработки и реализации уголовной политики в конкретном государстве, особенно в многонациональном, в котором существует в еще большей степени культурно неоднородное общество. Рассмотрим эту проблему на примере России.
Согласно ст. 71 Конституции РФ уголовное законодательство находится в исключительном ведении Федерации. Субъекты РФ лишены каких-либо полномочий в этой сфере. Такое разграничение полномочий между Федерацией и ее субъектами налагает на федеральные органы государственной власти обязанность учитывать в рамках уголовной политики все те особенности, которые существуют в каждом регионе. А таких особенностей достаточно много. Отметим некоторые из них.
Уголовная политика в России должна учитывать культурный фактор в целях повышения эффективности противодействия преступности мигрантов. Указанная категория лиц, находясь в России, продолжает руководствоваться культурными нормами, принятыми в той местности, из которой они переселились. Культурные различия между коренным населением и мигрантами провоцируют рост числа преступлений, совершаемых обеими категориями. Кроме того, эти различия существенно осложняют деятельность правоохранительных органов по противодействию преступности мигрантов. Поэтому для эффективной борьбы с преступлениями, совершаемыми указанными лицами, субъекты, вырабатывающие и реализующие уголовную политику, должны учитывать характер и степень различий культуры, носителями которой являются мигранты, и культуры коренного населения. Только так можно установить истинные причины совершаемых ими преступлений, назначить действительно справедливое наказание, с максимальной отдачей реализовать иные средства уголовной политики. Соответствующие выводы в полной мере относятся не только к мигрантам, но и к находящимся в России иностранным гражданам, лицам без гражданства. Многие из них также остаются под влиянием культуры, существующей в государстве, из которого они прибыли.