Уголовно-правовая политика в сфере противодействия легализации преступных доходов
В развитии противодействия легализации преступных доходов в России можно выделить несколько этапов:
1. Разработка Концепции проекта Федерального закона «Об ответственности за легализацию преступных доходов», для чего была создана межведомственная рабочая группа, состав которой, утвержденный распоряжением Президента Российской Федерации от 8 сентября 1994 г. № 460-рп, включал специалистов из МВД России, Центробанка России, ВЭК России, ФСБ России, Минюста России, Минфина России, МИД России, Генпрокуратуры России, МНС России.
Законопроект предусматривал уголовную ответственность за действия по легализации преступных доходов, за нарушение правил, установленных в целях борьбы с легализацией преступных доходов. Вместе с тем проектировалось признать преступлениями следующие действия по легализации доходов от преступной деятельности либо связанные с нарушением правил, установленных в целях предупреждения указанной деятельности:
– придание преступным доходам в какой бы то ни было форме правомерного вида, сокрытие или искажение источников и природы происхождения, местонахождения, размещения, движения или действительной принадлежности имущества или прав на имущество, заведомо добытых преступным путем;
– нарушение правил бухгалтерского учета и хранения учетных документов, а равно непринятие установленных мер по обеспечению сохранности таких документов, приведшее к их утрате;
– внесение в отчетные документы заведомо ложных сведений или изъятие из них сведений о хозяйственной или финансовой деятельности, а равно уничтожение финансовых или иных учетных документов;
– нарушение правил проверки личности контрагентов при осуществлении финансовой или хозяйственной деятельности, а также правил регистрации контрагентов и производимых финансовых и других имущественных операций либо хранения регистрационных документов;
– осуществление и прием платежей наличными деньгами в размерах, превышающих установленный законодательством уровень.
Уголовная ответственность за нарушение правил, установленных в целях предупреждения деятельности по легализации преступных доходов, предусматривалась в случае их повторного нарушения после применения мер административного взыскания за подобные нарушения.
Предусматривалось также, что лицо, добровольно передавшее в собственность государства, полученные от преступной или иной незаконной деятельности финансовые средства, имущество, имущественные права, освобождается от уголовной ответственности за действия по их легализации.