Уголовно-правовая политика в сфере противодействия легализации преступных доходов
2. Введение уголовной ответственности за легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным (курсив наш. – А.П.) путем, в Уголовный кодекс Российской Федерации. Как видим, первоначально российский законодатель, вслед за разработчиками Концепции, избрал стратегию широкого подхода к борьбе с легализацией криминальных доходов. В учебной и научной литературе указывалось, что предметом данного преступления (в первоначальной редакции уголовного законодательства) являются денежные средства или иное имущество, приобретенные виновным в результате преступления или иного правонарушения (например, путем незаконной гражданско-правовой сделки).
Несмотря на это, ст. 174 УК РФ использовалась редко и непрофессионально. В обзорной справке о применении ст. 174 УК РФ, подготовленной Следственным комитетом МВД России, отмечалось, что анализ информации «показал практически повсеместное неправильное понимание объективной стороны легализации незаконных доходов теми следственными работниками, которые принимали решения о возбуждении уголовных дел или предъявлении обвинения по данной статье Уголовного кодекса. Практически вся информация, представленная в Следственный комитет о легализации незаконных доходов, на самом деле представляла собой случаи сбыта похищенного имущества теми же лицами, которые им перед этим завладели».
3. Формирование организационной структуры, нацеленной на борьбу с экономической преступностью в рассматриваемом направлении. В 1999 г. был создан Межведомственный центр при МВД России по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем. Центр имел право управления, его штаты были сформированы из прикомандированных сотрудников правоохранительных органов (МВД, ГТК, ФСНП, ФСБ), представителей федеральных органов исполнительной власти (Минэкономики, Минфина, ВЭК, МНС) и Центробанка России.
Для предотвращения перемещения капиталов за границу было проанализировано только в 1999 г. свыше 20 тыс. контрактов внешнеэкономической деятельности в целях выявления лиц, подозреваемых в получении незаконных доходов, и возвращения валютной выручки. Организованная в 80 субъектах Российской Федерации оперативно-профилактическая проверка законности этих контрактов позволила вернуть государству 185 млн долларов США и 500 тыс. немецких марок. Аналогичная работа проделана в 2000 г., в бюджет государства было возвращено более 108 млн долларов США. Такая активность вызвала ответную реакцию со стороны «белых воротничков» в виде лоббирования Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем».