Уголовно-правовая политика в сфере противодействия легализации преступных доходов
4. Принятие Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем», в соответствии с которым была изменена редакция ст. 174 УК РФ и введена новая ст. 1741 УК РФ. Сопоставляя новые редакции соответствующих норм Уголовного кодекса Российской Федерации с первой редакцией ст. 174 УК РФ, можно констатировать, что законодатель заменил признак незаконности приобретенного имущества признаком «приобретенного преступным путем или в результате совершения преступления», что ограничило возможности применения уголовного законодательства по борьбе с легализацией преступных доходов. В Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18 ноября 2004 г. № 23 «О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве и легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенного преступным путем» прямо говорится, что при постановлении обвинительного приговора по ст. 174 УК РФ или по ст. 1741 УК РФ судом должен быть установлен факт получения лицом денежных средств или иного имущества, заведомо добытых преступным путем либо в результате совершения преступления.
Кроме того, были сформулированы и другие ограничения: крупный размер финансовой операции, действие указанных уголовно-правовых запретов не распространяется на преступления, предусмотренные ст. ст. 193, 194, 198, 199, 1991, 1992 УК РФ.
5. Расширение возможностей применения законодательства, направленного на борьбу с легализацией преступных доходов за счет:
а) изменения названия и содержания Федерального закона, который в действующей редакции поименован «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Включение в Федеральный закон положений, направленных на противодействие финансированию террористической деятельности, укрепило его авторитет и способствовало формированию системы финансового мониторинга;
б) создания специального органа, уполномоченного принимать меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и координировать деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. Указом Президента Российской Федерации от 1 ноября 2001 г. № 1263 образован Комитет Российской Федерации по финансовому мониторингу – ныне Федеральная служба по финансовому мониторингу (далее – Росфинмониторинг). Росфинмониторинг наделен широкими полномочиями, в том числе осуществляет контроль и надзор за выполнением юридическими и физическими лицами требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также инициирует привлечение к ответственности лиц, допустивших нарушение этого законодательства;