Проблемные аспекты бинарности законодательства РФ
Объявленный всенародно Указ Екатерины 11 от 10 октября 1782 года гласил: «…для отвращения потаенного провоза товаров учреждается на границе особая таможенная цепь и стража». При этом стража подчинялась Департаменту внешней торговли в лице начальников таможенных округов. Это было более ста лет назад, но и в XXI веке он не утратил своего смысла.
Государство образует таможенные органы для того, чтобы они обеспечивали содействие внешней торговле, международным экономическим отношениям, помогали развитию отечественного производства. Фискальная и правоохранительная функции таможенных органов обладают значимостью для общества, но они носят производный характер, так как подчинены главной задаче таможенной службы - способствовать ускорению товарооборота между странами. Следует отметить, что Россия – это естественный транспортный коридор, соединяющий Европейский, Азиатско-Тихоокеанский регионы и Американский континент. Кроме того, на таможенные органы возложены контрольно-надзорные полномочия, присущие всем органам исполнительной власти в пределах установленной компетенции, распространяющейся на субъекты внешнеэкономической деятельности, звенья таможенной инфраструктуры, иных лиц. Итак, таможенные органы наделены правом осуществления целого комплекса административно-правовых действий по обеспечению национальной безопасности: осуществление таможенного контроля, проведение мер экономического характера, правоохранительная и антитеррористическая деятельность.
В ежегодном послании Федеральному Собранию Президент России Д.А. Медведев заострил внимание на том, что кроме мер «собственно законодательного порядка надо совершенствовать и систему государственных органов, оптимизировать и конкретизировать их полномочия… Устранять необоснованные запреты и ограничения в сфере экономической деятельности».
Автор попытается проанализировать правовую основу, регулирующую деятельность таможенных органов и их должностных лиц, функции и полномочия, которыми они наделены в настоящее время. В соответствии с п. «ж» ст.71 Конституции РФ таможенное регулирование находится в ведении РФ, а это означает, что соответствующей компетенцией в данной области наделены только федеральные органы государственной власти: Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, Федеральная таможенная служба РФ (ФТС). Полномочия федеральных органов исполнительной власти РФ, в том числе и ФТС России, определяются Президентом и Правительством РФ, а также Концепцией развития таможенных органов РФ, одобренной Правительством РФ от 14.12.2005г..
В соответствии с Положением о ФТС России, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26.07.2006г., федеральный орган исполнительной власти, выполняющий функции контроля и надзора в области таможенного дела, агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями, Федеральная таможенная служба выполняет особую управляющую и организующую роль, имеет специфический характер задач и функций, занимает ведущее положение центрального органа в реализации таможенного законодательства РФ и практической организации таможенной деятельности.