Проблемные аспекты бинарности законодательства РФ
Одной из правовых категорий, позволяющих раскрыть содержание деятельности любого органа государства, является функция. И.В. Тимошенко определяет правовую категорию «функция» через соотношение философских категорий «форма» и «содержание», однако при этом предлагает рассматривать только «формы деятельности таможенных органов». Он выделяет правовые и не правовые формы деятельности таможенных органов. Правовые формы деятельности И.В. Тимошенко подразделяет в зависимости: а) от содержания - на правотворческую и правоприменительную; б) от целей использования - на внутренние и внешние формы; в) от способа их выражения - на словесные и конклюдентные.
Аналогичное суждение высказано О.Ю. Бакаевой и Г.В. Матвиенко, предусмотревшими две «формы деятельности таможенных органов» - правоохранительную и финансовую.
Таким образом, функция таможенного органа - это совокупность действий таможенных органов, предусмотренных таможенным законодательством и направленных на осуществление таможенной политики.
Как отмечают Б.Н. Габричидзе и А.Г. Чернявский, Таможенный кодекс РФ 2003 г. имеет «крупную принципиальную новеллу» — «выдвижение на первый план экономической стороны таможенной деятельности. В ТК РФ 1993 г. доминировала проблематика правоохранительного характера в явный ущерб экономической составляющей направлению таможенной деятельности».
Как обоснованно указывает Бекяшев К.А., в Таможенном кодексе РФ 2003г. усилена торгово-политическая составляющая таможенного дела. Кодекс направлен на защиту экономических интересов российских товаропроизводителей и существенно облегчает деятельность законопослушных экспортеров и импортеров товаров.
Действительно в ТК РФ непосредственно не указано, что таможенные органы являются правоохранительными органами. Этот вывод возможен при анализе положений, закрепленных в п. 4 ст. 402 ТК РФ, под п. 6 ст. 403. В подзаконных нормативных правовых актах, в первую очередь в приказах руководителя ФТС, имеются многочисленные указания на то, что таможенные органы являются правоохранительными органами.
Правоохранительная деятельность таможенных органов: оперативно-розыскная, дознание, административная юрисдикция. В таможенных органах имеются силовые подразделения, куда входят специальные отряды быстрого реагирования (СОБР), таможенная авиация, таможенный флот, отдел организации оборота оружия и другие подразделения. В Таможенном кодексе РФ регламентировано производство лишь одного оперативно-розыскного мероприятия - контролируемой поставки товаров, перемещаемых через таможенную границу (ст.435-436 ТК). Контролируемой поставкой товаров, перемещаемых через таможенную границу, является оперативно-розыскное мероприятие, при котором, с ведома и под контролем органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, допускаются ввоз на таможенную территорию России, вывоз с этой территории либо перемещение по ней ввезенных товаров.