Общетеоретические проблемы конституционного регулирования
Государственная политика немыслима без нормативного юридического, или правового, регулирования. Однако с началом в СССР перестроечных процессов в рамках некоторых неформальных общественно-политических движений стали высказываться суждения об исключении права из числа регуляторов национальных отношений. Например, в 1990г. несколькими активистами Омского городского клуба избирателей для одного из митингов был разработан проект резолюции о недопустимости «подпускать государство с его прислужником правом, которые преступны и угнетают людей по своей сути, к руководству нациями и регуляции их жизни и отношений между собой. Чтобы руководствоваться, национальности без участия Политбюро, Советов и правительств самостоятельно вырабатывают кодексы чести, на основе исконных традиций, религиозной веры и общечеловеческих ценностей». Аналогичные суждения высказывали отдельные активисты эвенкийского отделения Ассоциации коренных малочисленных народов Севера (АРУН) при подготовке концепций сначала закона Российской Федерации об Эвенкийском автономном округе, а затем - устава Эвенкийского автономного округа.
Подобный подход очень напоминает точку зрения, существовавшую в отечественной науке 30-40 гг. XX века. Её сторонники категорически отрицали регулятивное свойство права, признавая истинным регулятором отношений между людьми только управляющие общественным производством объективные экономические законы. Впоследствии такого рода сомнения были преодолены, ибо, как отметили Н.Г Александров, С.Н. Братусь и другие ученые, все отношения в обществе право регулирует опосредованно, воздействуя на волю и поведение их участников. Проявляясь в действии или бездействии людей, отношения не сводятся к их сумме, а выступают как объективный результат множества перекрещивающихся актов поведения, не зависящих от сознания отдельного лица.
То же самое можно сказать и о национальных отношениях, воздействуя на волю и сознание участников которых, государство с помощью права подчиняет их деятельность общим принципам с целью предотвратить коллизию интересов и обеспечить устойчивое поступательное развитие каждой этнической общности и общества в целом. Поэтому право является единственным регулятором в области государственной национальной политики, и в настоящее время – ведущим, главным, основным регулятором национальных отношений в Российской Федерации.
Правовое регулирование в отечественной литературе определяют по-разному. Одни авторы подразумевают под ним «результативное правовое воздействие на общественные отношения». или «воздействие на общественные отношения, осуществляемое с помощью юридических средств». Достоинством этих дефиниций является максимально широкий объем в сочетании с предельной компактностью формулировок, но, к сожалению, в них ничего не говорится о субъектах и содержании правового регулирования.
Другая группа исследователей усматривает воздействующий субъект в лице права или государства, но единой позиции нет и здесь. Например, Н.А. Поленина говорит о «воздействии права на общественные отношения», а С.А. Комаров – о воздействии на них «специальной системы собственно правовых средств (норм права, правоотношений, актов реализации и применения). В.Н. Хропанюк называет правовым регулированием осуществляемое с помощью особых способов «воздействие отрасли права на определенный вид общественных отношений, являющийся предметом его регулирования». В то же время И.Н. Сенякин и авторский коллектив Большого юридического словаря, руководимый А.Я. Сухаревым и В.Е. Крутских, полагают, что это «процесс воздействия государства на общественные отношения с помощью юридических норм».