Общетеоретические проблемы конституционного регулирования
В области национальной политики одним из них является принятое на основе Федерального закона «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» Постановление Правительства Российской Федерации от 24 марта 2000 г. №255, утвердившее Единый перечень коренных малочисленных народов России.
Нуждается в доработке и дополнительной аргументации попытка интерпретировать правовое регулирование как охрану интересов господствующих политико-социальных сил или всего народа, хотя при расширительном толковании значения термина «охрана» можно говорить о логической завершенности данной позиции. Однако в теоретико-юридической науке охранительная функция права не отождествляется с его регулятивной функцией, а выделяется в качестве самостоятельного направления правового воздействия на общественные отношения. Поэтому большинство авторов рассматривают охрану в аспекте применения мер государственного принуждения к нарушителям юридических общеобязательных правил поведения.
Одним из проявлений стремления комплексно определить правовое регулирование является попытка представить его как «нормативно-организационное воздействие на общественные отношения», предпринятая С.А. Комаровым, о позиции которого относительно субъектов правового регулирования нами уже упоминалось. К сожалению, дефиниция и в целом не свободна от противоречий. С одной стороны, налицо её очевидная связь с общепризнанным теоретическим постулатом о правовой и организационной деятельности как о двух взаимосвязанных формах осуществления государственной власти. С другой стороны, при подобной постановке вопроса субъектом правового регулирования следовало бы назвать государство, как носителя этой власти, а не право, как предпочел С.А Комаров.
Согласно мнению В.М. Сырых, «правовое регулирование – это деятельность государства и общества, осуществляемая в процессе подготовки и принятия норм права, их реализации в конкретных отношениях и применения государственного принуждения к правонарушителям с целью достижения стабильного в обществе правопорядка». Данный подход более удачен, но вызывает возражения попытка ограничить реализацию правовых норм лишь конкретными правоотношениями.
Вопрос о классификации правоотношений дискуссионен, и подробный анализ позиций спорящих сторон выходит за рамки нашего исследования. Многие ученые выделяют так называемые общие или общерегулятивные правоотношения, обладающие, в отличие от конкретных, предельно широким, а то и вообще неопределённым составом субъектов. Кроме того, реализация конкретных правоотношений требует, помимо нормы, ещё и юридического факта, тогда как для реализации общего правоотношения достаточно одного юридического правила поведения. В частности, ст.20 п.1 Конституции Российской Федерации закрепляет право каждого на жизнь. На основе данной нормы возникает правоотношение, где одну сторону образуют все, находящиеся на территории России, физические лица, а другую – иные субъекты, обязанные это право не нарушать.