Обеспечение экологической безопасности при передаче военных территорий
Ответственными за определение дальнейшего назначения территорий являются Департамент Безопасности США и местные органы управления, на территории которых располагаются бывшие военные территории. Предложения местных органов управления носят рекомендательный характер, и окончательное решение по дальнейшему использованию принимает Департамент Безопасности.
Для ускорения процесса передачи военных территорий CERCLA разрешила, так называемую, быструю передачу, более выгодную с социальной и экономической точек зрения. Однако в случае необходимости очистки территории для ее безопасного использования передача может быть отсрочена. Если стоимость экологической очистки приводит к нерентабельности территорий и существует безопасный метод эксплуатирования данных земель, очистка может быть необязательной. Согласно CERCLA, ускоренная передача наиболее сильно загрязненных участков может осуществляться только с общего согласия Департамента Безопасности, Управления по охране окружающей среды и губернатора штата, где располагается участок. Для ускоренной передачи остальных территорий необходима взаимная договоренность между Департаментом Безопасности и губернатором штата.
На европейском пространстве решение экологических проблем перекладывается на местные органы самоуправления и финансируется, в основном, из внебюджетных средств, от продажи военных поселений, от сдачи в аренду территорий, субсидий от частных спонсоров, ЕС и др.
К процессу реабилитации военных территорий привлекаются бывшие военнослужащие, проходившие службу на данной территории и хорошо осведомленные об экологических проблемах военной базы.
Огромный опыт в решении проблем передачи военных территорий в гражданское использование накоплен в Германии.
В 1990 г. на территории Германии находилось свыше 1,3 млн. солдат. Шесть армий (России, США, Великобритании, Бельгии, Франции, Нидерландов) покинули Германию в 1994 г. В данный период на территории Германии размещено 360000 военнослужащих, что практически в 4 раза меньше первоначального числа.
В отличие от США в Германии органы военного управления практически освобождены от работ, связанных с реабилитацией территорий. В Германии существует три организационные структуры, занимающиеся передачей военных объектов: Управление недвижимости, как часть Доверительного Управления при Министерстве финансов Германии, Компания оборонной конверсии при Министерстве обороны и региональные компании при региональных правительствах (Земля Брандербург, Земля Тюрингия). Финансирование данных мероприятий осуществляется как за счет госбюджета, бюджета Министерства обороны и за счет, так называемых «оборотных фондов», которые формируются за счет прибыли от сдачи объектов в аренду, от продаж, от ассигнования Центрального Правительства и общественных субсидий (БРР, ЕС).
В вопросе реабилитации военных территорий Германии существуют два ключевых фактора – это обеспечение экологической безопасности при дальнейшей эксплуатации данных участков и экономичность этого мероприятия. Изначальное экологическое состояние объекта влияет на планирование территории и ее стоимость. В случае сильного загрязнения территории, например, если ранее здесь располагались мастерские, эти участки отводят под промышленные зоны. На месте бывших казарм, если экологическое загрязнение незначительно, возможно размещение жилых зон.