Регулирование перевозок грузов
Если в договоре соответствующее условие не предусмотрено, то перевозчик не обязан дополнительно оборудовать транспорт с учетом особенностей перевозимого товара. Поэтому нередко приходится наблюдать, как в небольших магазинах продавцы вынуждены разглаживать одежду, доставленную от продавца навалом в мешках.
Имеются и другие приемы ускорения перевозок, повышения экономичности погрузки и выгрузки, сохранения товарного вида изделий, предупреждения потерь от несохранности товара. Такие вопросы касаются особенностей взаимоотношений грузоотправителя, перевозчика и грузополучателя. Они не могут быть установлены законом и должны предусматриваться в договорах по инициативе заинтересованной стороны.
3. Самостоятельный уровень отношений образуют договоры на перевозку конкретных партий груза. Это договоры перевозки, заключаемые на каждую отдельную отправку. Вместе с тем точнее будет говорить о составном обязательстве на перевозку каждой отдельной партии груза.
Сторонами в договоре перевозки называют три субъекта: грузоотправитель, перевозчик и грузополучатель. В юридической литературе почти век обсуждается проблема, является ли договор перевозки трехсторонним либо это договор между отправителем и перевозчиком в пользу третьего лица - грузополучателя. Обе эти трактовки представляются неточными.
Договор перевозки нельзя признать трехсторонним, поскольку грузополучатель не участвует в его заключении, более того, не спрашивается даже его согласие на отправку ему груза. Возникающие между тремя названными субъектами отношения нельзя также объяснить на основе модели договора в пользу третьего лица - грузополучателя, ибо закон предусматривает не только права, т.е. пользу, но и многочисленные обязанности грузополучателя, принявшего груз, перед перевозчиком.
Перевозка груза по своим основаниям представляет собой составное обязательство, где из договора двух лиц - отправителя и перевозчика - и юридического факта принятия грузополучателем доставленного груза возникает обязательственное отношение между тремя субъектами. Только в случае принятия груза получатель приобретает возможность заявлять требования к перевозчику по поводу недостачи или порчи этого груза, требовать уплаты штрафа за просрочку доставки и т.п. Со своей стороны, перевозчик может требовать от принявшего груз получателя довнесения провозных платежей, уплаты штрафов и сборов за задержку выгрузки груза из транспортного средства и вывоза его со станции.
Перевозка осуществляется на основании перевозочных документов. В ст. 785 ГК РФ говорится, что заключение договора перевозки подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной или иного документа на груз. Такая запись неточна. Выданный транспортный документ в теории и на практике не рассматривается в качестве доказательства заключения договора перевозки. Перевозочный документ непосредственно выполняет роль договора перевозки, поскольку никакого другого договора перевозки сторонами не заключается.