Обязательство по буксировке
На внутреннем водном транспорте заключение договора буксировки подтверждается, и соответственно отношения по буксировке оформляются:
транспортной накладной, составленной в соответствии с правилами буксировки;
дорожной ведомостью и квитанцией о приеме буксируемого объекта для буксировки, которые оформляются на основании такой накладной;
другими документами, обозначенными в правилах буксировки.
Содержание и исполнение договора буксировки. Права и обязанности сторон и иных лиц, участвующих в исполнении договора буксировки, определяются в зависимости от вида буксировки и распределяются по стадиям процесса буксировки. Для исполнения договора буксировки буксируемого объекта на определенное расстояние можно выделить следующие стадии буксировочного процесса:
подготовка отправителем буксируемого объекта для буксировки;
предъявление отправителем буксируемого объекта для буксировки и его прием буксировщиком;
непосредственное осуществление буксировщиком буксировки;
сдача буксировщиком буксируемого объекта в порту назначения и его принятие получателем.
По существу, такие же стадии исполнения договора можно выявить и в отношении договора буксировки для выполнения маневра. Однако в данном случае эти стадии обычно обладают спецификой - они имеют общую меньшую временную продолжительность, получатель и отправитель буксируемого объекта совпадают в одном лице, первая и вторая стадии могут представлять собой по сути одну стадию. Другими словами, в части стадий исполнения договор буксировки для выполнения маневра более простой. Об этом, кстати, свидетельствуют и указанные выше особенности его оформления.
Рассмотрим содержание договора буксировки на примере договора речной буксировки буксируемого объекта на определенное расстояние, сравнивая его в ряде случаев с содержанием соответствующего договора буксировки, регламентируемого КТМ.
На первом этапе отправитель обязан привести буксируемый объект в состояние, пригодное для безопасного плавания. Такое состояние определяется в соответствии с правилами буксировки, техническими условиями формирования и оснастки плотов, а также договором буксировки или договором об организации буксировок. Схожее, правда, более широкое по содержанию правило содержится в КТМ. При подготовке к буксировке на море не только отправитель, а уже обе стороны договора буксировки обязаны заблаговременно привести свое судно или иной плавучий объект в состояние, годное для буксировки.