Обязательство по буксировке
Договор буксировки можно подразделить на виды по крайней мере по двум признакам - по виду транспорта, на котором используется буксировка, а также в зависимости от существа буксировочного процесса. По первому основанию к разновидностям буксировки, определенным в транспортном законодательстве, обычно относят речную и морскую буксировки. Отсюда согласно действующему законодательству выделяется два вида договора буксировки - договор речной буксировки и договор морской буксировки. По второму основанию на базе отмеченных выше ст. 88 КВВТ и ст. 225 КТМ в юридической литературе по транспортному праву справедливо указывается на две разновидности буксировки - это буксировка буксируемого объекта на определенное расстояние и буксировка для выполнения маневра. Соответственно выделяются и две разновидности договора буксировки.
Договор буксировки является самостоятельным договором, обеспечивающим самостоятельный участок транспортного процесса. По особенностям предмета - услуги по буксировке - этот договор обычно отграничивают от смежных договоров перевозки, договоров аренды транспортных средств, а также от договоров подрядного типа.
Наряду с договором буксировки законодательство допускает также и заключение организационного договора, связанного с процессами буксировки. Такой договор совершается в соответствии с п. 5 ст. 88 КВВТ при необходимости осуществления систематических буксировок и именуется договором об организации буксировок. Данное соглашение определяет условия организации буксировок, которые в рамках открытого перечня перечислены в п. 5 ст. 88 КВВТ. При этом прямо обозначенные в этой норме условия организации буксировок - ответственность сторон, объем и сроки буксировок, условия предъявления буксируемых объектов для буксировок, осуществления буксировок, оплаты буксировок и расчетов за них - нужно считать существенными условиями договора об организации буксировок. Такой вывод следует из содержания п. 1 ст. 432 ГК - указанные условия названы в законе как условия, необходимые для договоров об организации буксировок.
Возникновение обязательства по буксировке по договорной схеме "какой-либо предшествующий договор - договор буксировки" может быть связано с исполнением не только договора об организации буксировок, но и других договоров, в частности договора морского посредничества, по которому посредник обязуется от имени и за счет доверителя оказывать посреднические услуги при заключении договоров купли-продажи судов, договоров фрахтования и договоров буксировки судов, а также договоров морского страхования.
Кроме того, в рамках обозначенной схемы возникновение обязательств по буксировке может быть обусловлено и исполнением смешанных договоров. Так, возникновение обязательств по буксировке может иметь место в рамках исполнения концессионного соглашения в отношении морских и речных судов, судов смешанного плавания, судов, осуществляющих ледокольную проводку, гидрографическую, научно-исследовательскую деятельность, паромных переправ, плавучих и сухих доков. Как следует из п. 1 Типового концессионного соглашения, утв. постановлением Правительства РФ от 5 декабря 2006 г. N 746 "Об утверждении типового концессионного соглашения в отношении морских и речных судов, судов смешанного плавания, судов, осуществляющих ледокольную проводку, гидрографическую, научно-исследовательскую деятельность, паромных переправ, плавучих и сухих доков", это соглашение по своей природе носит смешанный характер, сочетая в себе элементы договоров на создание и реконструкцию судов и иных плавучих объектов, договоров перевозки, буксировки и иных.