Регулирование аграрных отношений на постсоветском пространстве
Низовые кооперативы обладают полной экономической самостоятельностью. Кооперативным организациям принадлежит большая заслуга в организации и финансировании сельскохозяйственного образования, экспериментальных работ в области животноводства и земледелия, обмена и внедрения передового опыта.
Консультационное обслуживание ведут сельскохозяйственные центры, половину расходов которых покрывает правительство; остальные расходы компенсируются членскими взносами, платой за консультационные услуги, выставки, продажу книг. В каждом центре работает несколько специалистов — по экономике, налогообложению и бухгалтерскому учету, строительству, механизации и оборудованию, управлению, растениеводству, плодоовощеводству, картофелеводству, свиноводству, рыбоводству, дренажным работам, домоводству.
Опытные станции принадлежат государству, показательные фермы — учебным заведениям и научным учреждениям. Между ними и сельскохозяйственными центрами заключаются соглашения о нововведениях, об экскурсиях, о консультировании. Активно используются для консультирования по производственно-экономическим вопросам компьютерные технологии, через телефонную сеть консультанты имеют выход в центральную ЭВМ. Сами фермеры ввиду дороговизны терминалы не приобретают, а пользуются услугами консультантов.
Симптомами развития сельского хозяйства на европейском континенте являются, с одной стороны, открытие государственных границ, гармонизация аграрного законодательства, усиление государственной и финансовой поддержки развития сельского хозяйства, а с другой — жесточайшая конкуренция между странами за выделение субсидий и квот от Европейского сообщества, преодоление ограничений на вывоз сельскохозяйственной продукции и импортных пошлин.
Англосаксонская правовая система имеет свои особенности и в аграрном секторе экономики, обусловленные развитием преимущественно фермерского хозяйства, особенно в северной части континента.
Аграрное право Соединенных Штатов Америки вышло за рамки гражданского права и представляет собой в основном федеральное публичное законодательство, сосредоточенное в различных разделах Свода законов США, регулирующих использование государственных земель, лесов, вод, развитие сельскохозяйственной инфраструктуры. Периодически в законодательстве определяются объемы производства и сбыта основных сельскохозяйственных культур.
Таким образом, мерами субсидирования кредитования ограничиваются и стимулируются производство и сбыт сельскохозяйственной продукции. Значительное место в регулировании сельскохозяйственных отношений занимает судебный прецедент, т. е. решение по конкретному делу, являющееся обязательным для других судов по аналогичным делам. Сельскохозяйственный акт 1949 г. и Федеральный закон 1966 г. «Об улучшении и реформировании сельского хозяйства» создали гибкую систему отношений между государством и аграриями.
Федеральное министерство сельского хозяйства США получает из бюджета значительные средства под общенациональные программы, предусматривающие:
- гарантированные цены — товары, оставшиеся непроданными по минимальной цене, приобретает государство;