Регулирование аграрных отношений на постсоветском пространстве
Только в 90-х гг. прошлого века постоянному пользователю земли стали выдаваться документы о праве землепользования, которые получили права обмена, переуступки, передачи в аренду, по наследству, в залог прав землепользования. При этом государство регистрирует эти сделки, устанавливает предельные размеры участка и не допускает изменений целевого назначения.
Срок предоставления земли для выращивания однолетних культур и аквакультур составляет 20 лет, для выращивания многолетних технических культур — 50 лет. Если крестьянин не нарушал закон и желает продолжать обработку земли, государство предоставляет землю для дальнейшего использования. Размер получаемой бесплатно земли зависит от цели использования и земельного фонда района.
Если в ходе реформы 80-х гг. прошлого века кооператив продолжал выполнять для крестьянской семьи обработку земли, орошение, внесение удобрений на основе внутрихозяйственного расчета, то в 90-х гг. прошлого века семья стала рассматриваться в качестве ключевой хозяйственной единицы на селе и все работы осуществлять своими силами. Отменяется обязательная продажа продукции государству через кооператив, а отношения обмена между государством и крестьянами переводятся на рыночные принципы.
По мере углубления разделения труда и развития товарного хозяйства, отмечают вьетнамские ученые, приходят в противоречие с потребностями экономики уравнительность, безвозмездность, жесткость закрепления земли за двором. Размытость отношений семейного хозяйства и коллективного хозяйства, состояние ответственности, взаимных прав и обязанностей, падение договорной дисциплины и переход к устным договоренностям не способствуют укреплению и реализации договора семейного подряда.
Становятся неясными правовые основы коллективных хозяйств, которые не укрепились в роли заказчиков, юридических лиц, а остались без земли, раздав ее дворам. Оставшиеся в коллективной собственности лишь ирригационные и некоторые иные сооружения не всегда позволяют обслуживать все необходимые участки производственного процесса, противостоять стихийным бедствиям.
Понимание сильных и слабых сторон и вариантов правового регулирования аграрного производства позволяет своевременно принимать законодательные меры, направленные на надлежащую и справедливую организацию сельского хозяйства в стране.