Реформирование колхозов и совхозов
Второе направление аграрной реформы — развитие кооперативного сектора — связано с принятием Федерального закона от 8 декабря 1995 г. № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации», что потребовало внесения существенных изменений в учредительные документы соответствующих сельскохозяйственных производственных кооперативов и послужило побудительным мотивом для преобразования в кооперативы хозяйственных обществ, которые не оправдали себя на практике.
Третий этап аграрной и земельной реформ обусловлен прежде всего реализацией Земельного кодекса РФ 2001 г. и принятых в его исполнение федеральных законов: от 25 октября 2001 г. «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» и от 24 июля 2002 г. «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», а также законов субъектов Федерации об обороте земель сельскохозяйственного назначения, принятых в 2003-2004 гг. во исполнение последнего.
Для земель сельскохозяйственного назначения судьбоносной оказалась ст. 20 ЗК РФ, согласно которой в постоянное пользование земельные участки из всех организаций — субъектов предпринимательской деятельности предоставляются только казенным предприятиям, которые в сельском хозяйстве как отрасли национальной экономики отсутствовали. В связи с этим законодатель предписал юридическим лицам, использующим земельные участки на данном праве, переоформить его на право аренды или собственности в установленный срок — первоначально до 1 января 2004 г., затем срок был продлен до 2010 г.. Право установления момента приватизации земель сельскохозяйственного назначения было делегировано субъектам Федерации и закреплено в их законах. В соответствии с ними в части субъектов момент приватизации наступил с 1 января 2004 г. и в более поздние сроки. Таким образом, приватизация земель и сопряженное с ней неизбежное реформирование сельскохозяйственных организаций затрагивало две категории сельскохозяйственных организаций:
а) государственные и муниципальные предприятия, особенности приватизации земель и реформирования которых раскрываются в следующем параграфе;
б) колхозы и совхозы республик, входящих в состав России, которые не осуществляли на первом этапе приватизацию земель и реорганизацию на основании собственного земельного законодательства, право принятия которого следовало из ст. 3 ЗК РСФСР, предоставлявшей им самостоятельно устанавливать формы собственности на землю, а также из Федеративного договора 1992 г., наделившего их широкими нормотворческими полномочиями в регулировании земельных отношений. В этих регионах значительное количество сельскохозяйственных организаций по-прежнему использует земельные участки на праве постоянного пользования, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, и, по-видимому, реформирование их может продолжаться долго.