Правовые меры охраны окружающей среды в сельском хозяйстве
Государственный экологический контроль ведется от имени государства. Осуществляемый в рамках экологической функции государства государственный контроль в значительной мере определяет эффективность данной функции. Потенциально государственный экологический контроль более других видов контроля может влиять на процесс исполнения экологических требований в сельском хозяйстве, поскольку он как инструмент осуществления экологической функции государства может не только использовать собственные полномочия государственно-властного характера, но и прибегать к поддержке правоохранительных органов — прокуратуры и суда. Основными мерами административного принуждения при этом являются меры административного пресечения, административной ответственности, административно-процессуальные меры.
Государственный экологический контроль проводится в форме предупредительного и текущего.
Задачей предупредительного контроля является недопущение хозяйственной, управленческой и иной деятельности, которая в будущем может оказывать вредное воздействие на природу. Осуществляется такой контроль на стадиях планирования или проектирования этой деятельности, реализации проекта, ввода объектов в эксплуатацию.
Текущий государственный экологический контроль осуществляется специально уполномоченными органами на стадии эксплуатации предприятий и иных экологически значимых объектов в процессе природопользования.
Соответственно, подразделению органов государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды на органы общей и специальной компетенции государственный экологический контроль можно подразделить на общий и специальный. Общий экологический контроль осуществляется органами общей компетенции, а специальный — органами специальной компетенции. Разделение государственного экологического контроля на общий и специальный предопределяет специфику форм и способов его проведения.
Правовые основы организации и осуществления государственного экологического контроля установлены Конституцией РФ, законами, регулирующими статус Президента РФ, Правительства РФ и правительств субъектов Федерации, экологическим законодательством, а также рядом специальных подзаконных актов. К основным актам относятся Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и Земельный кодекс РФ. Государственный контроль в сфере взаимодействия общества и природы регулируется также законом общего характера, а именно Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля ».
Детальное регулирование такого контроля осуществляется Положением о государственном земельном контроле, утвержденным постановлением Правительства РФ от 19 ноября 2002 г. № 8331.
Государственный специальный контроль за охраной окружающей среды в сельском хозяйстве возложен на Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору и Федеральную службу по надзору в сфере природопользования в соответствии с их положениями — за охраной атмосферного воздуха, вод в весьма значимых для сельского хозяйства сферах.