Преступные посягательства на охрану общественного порядка
Если же мотивом посягательства на жизнь указанных в ст. 317 УК лиц явились личные неприязненные отношения на бытовой, семейной, служебной или иной почве, совершенное преступление должно быть квалифицировано по статьям УК о преступлениях против личности.
Субъектом преступления, предусмотренного ст. 317 УК, может быть лицо, достигшее 16 лет. Лицо, совершившее это преступление в возрасте от 14 до 16 лет, несет ответственность по п. «б» ч. 2 ст. 105 УК.
Выше было отмечено, что ст. 317 УК является специальной нормой по отношению к п. «б» ст. 105, ст. 111, 112 и 115 УК. По ряду признаков состав ст. 317 УК отличается от внешне сходных с ним составов ст. 295 УК и 277 УК. Различие проводится как по видовому объекту, так и по кругу потерпевших и цели преступления.
Применение насилия в отношении представителя власти.
Часть 1 ст. 318 УК устанавливает ответственность за применение насилия, не опасного для жизни или здоровья, а равно за угрозу применения насилия в отношении представителя власти или его близких в связи с исполнением им своих должностных обязанностей. Часть 2 ст. 318 УК устанавливает ответственность за квалифицированный состав этого преступления, т.е. за применение насилия, опасного для жизни или здоровья, в отношении лиц, указанных в ч. 1 настоящей статьи. Преступление, предусмотренное ст. 318 УК, нередко встречается на практике.
У этого преступления три непосредственных объекта: нормальное исполнение представителем власти своих должностных обязанностей; здоровье и телесная неприкосновенность указанных лиц; безопасность их жизни. Состав преступления, предусмотренный ст. 318 УК, поставлен законодателем вслед за составом преступления, предусмотренным ст. 317 УК, в связи с тем, что он близок к последнему по характеру и степени своей общественной опасности. Главное различие между ними заключается в том, что случаи причинения смерти составом ст. 318 УК не охватываются.
Представителем власти в этой статье и других статьях УК признается должностное лицо, находящееся на государственной службе РФ или субъекта РФ либо на службе в органе местного самоуправления и наделенное в законном порядке распорядительными функциями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости.
Последний элемент отличает представителя власти от прочих должностных лиц.