Очерк развития российского таможенного дела
Третий период.
Глубокий кризис и последующий крах партийно-советской системы управления экономикой и социальными процессами и стремительный переход России к глубоким политическим и социально-экономическим преобразованиям повлекли обновление механизма правового регулирования внешнеэкономической деятельности, а значит, и таможенного дела.
Началом создания таможенной службы и других таможенно-правовых институтов России можно считать распоряжение Президента РСФСР "О деятельности таможенной службы на территории РСФСР" от 25 августа 1991 г.. Затем Указом Президента РСФСР от 25 октября 1991 г. был создан центральный таможенный орган России – Государственный таможенный комитет. Однако в то время Россия входила в состав СССР и надо было решать, какой статус приобретет новый государственный орган. В Указе устанавливалось, что председатель ГТК РСФСР является по должности первым заместителем Председателя Таможенного комитета СССР. В течение последующих двух месяцев российский ГТК реально не приступил к практической деятельности, а союзный Таможенный комитет продолжал осуществлять свои функции. Компетенция российского и союзного таможенных ведомств разграничена не была, что порождало неясности и сложности в их взаимоотношениях.
Важным шагом в определении правового статуса ГТК РСФСР стал Указ Президента "О реорганизации центральных органов государственного управления РСФСР" от 28 ноября 1991 г., В соответствии с ним таможенное ведомство включалось в российскую исполнительную структуру и, следовательно, отделялось от системы таможенных органов СССР. По Указу Президента России "О системе центральных органов федеральной исполнительной власти" от 30 сентября 1992 г. ГТК вместе с другими российскими ведомствами образовывал систему органов межотраслевого регулирования.
С подписанием в декабре 1991 г. Минского соглашения прекратил свое существование СССР. Все таможенные органы, действовавшие на российской территории, должны были перейти под полную юрисдикцию России.
26 декабря 1991 г. российское Правительство во исполнение Указа Президента от 25 октября 1991 г. приняло постановление № 65 "Вопросы Государственного таможенного комитета РСФСР". Этим постановлением регламентировался комплекс вопросов по организации таможенного дела и таможенной службы. Было утверждено Положение о ГТК РСФСР, определены структура и штатная численность центрального аппарата таможенного органа.
Непременным условием существования целостного государства является единство внутреннего рынка, свободное перемещение внутри страны товаров, капиталов. Однако ввиду отказа центральной власти России от жесткой регламентации этих и других вопросов и повышения роли местных органов власти в некоторых областях и городах были приняты решения о запрете вывоза за пределы данных административно-территориальных единиц некоторых видов товаров и об организации досмотра транспортных средств, почтовых отправлений, багажа пассажиров. Чтобы приостановить этот опасный процесс, Президент РСФСР издал Указ "О едином экономическом пространстве РСФСР" от 12 декабря 1991 г., в котором органам власти и управления предписано обеспечить на территории России свободное перемещение товаров, капиталов и рабочей силы. Все акты и решения, незаконно ограничивающие это движение, были признаны недействительными и подлежали отмене. Принцип свободного перемещения товаров на территории России был еще раз подтвержден Указом Президента РФ "О свободе торговли" от 29 января 1992 г. Этот Указ запрещал также произвольно задерживать и изымать перевозимые грузы по решению местных органов.