Очерк развития российского таможенного дела
Таможенный кодекс СССР и Закон СССР о таможенном тарифе, принятые в 1991 г., существенно изменили организацию таможенного управления. Предусматривалось создание двух координационных органов – Таможенно-тарифного совета и Координационного совета по борьбе с международным незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Новый Кодекс узаконил фактически сложившуюся трехзвенную систему таможенных органов: центральный таможенный орган – региональные таможенные управления – таможни. Центральным таможенным органом, который заменил ГУГТК, стал Таможенный комитет. Существенно изменились его функции, ориентированные в значительной мере на экономическую модель регулирования внешнеэкономических связей. Однако в целом и Таможенный кодекс, и Закон о таможенном тарифе 1991 г., несмотря на определенную прогрессивность, были пронизаны духом всесилия административно-командных методов управления экономикой, внешнеэкономической деятельностью и таможенным делом. Крайне ограниченный набор средств таможенного регулирования стал серьезным препятствием при формировании новых внешнеэкономических отношений.
Заканчивая анализ данного периода, подчеркнем следующее.
Первое. Несмотря на ограниченность историческими рамками, непоследовательность и противоречивость, предшествующий опыт создания и функционирования таможенной службы представляет значительный теоретико-прикладной интерес для формирования и развития российской таможенной системы.
Второе. Представляется целесообразным принять во внимание опыт систематизации и кодификации таможенного законодательства, хотя бы при создании модели таможенной службы и схемы управления таможенным делом. Желательно использовать и правовое регулирование этих вопросов в Таможенных кодексах 1964 г. и 1991 г. Не стоит отрекаться от этих законодательных актов, видя в них лишь негативный административно-силовой дух и изоляционистскую направленность. Многие правовые категории, нормы и институты Кодексов, такие, как понятие и содержание таможенного дела, определение таможенного тарифа, классификация таможенных пошлин, система таможенных органов, специфика таможенного контроля и ряд других, полезно проанализировать при подготовке новых правовых актов о задачах, функциях и основных полномочиях Государственного таможенного комитета Российской Федерации, региональных таможенных управлений и таможен, а также таможенных постов, статус которых требует совершенствования.
Третье. В процессе формирования российской таможенной службы и соответствующего законодательства целесообразно учесть международный аспект организации и ведения таможенного дела. В частности, к российским условиям разумно применить правовой материал, содержащийся в Генеральном соглашении о тарифах и торговле, в Гармонизированной системе описания и кодирования товаров, почерпнуть все полезное и оригинальное, что содержится в правовом статусе Совета таможенного сотрудничества.
Четвертое. В связи с образованием СНГ возникли и проблемы таможенного сотрудничества входящих в него государств. Правовые основы этого сотрудничества были заложена в минских и алма-атинских соглашениях и развивались в Соглашении между членами СНГ от 13 марта 1992 г. Они, безусловно, явились важным шагом в укреплении таможенного сотрудничества. Эти акты в силу их значимости рассмотрены отдельно в специальном разделе учебника.