Проблемы правоприменения при назначении состава избирательной комиссии МСУ
Несколько лет назад в законодательство были внесены изменения, в соответствии с которыми избирательные комиссии муниципальных образований перестали входить в структуру органов местного самоуправления и являются т.н. «муниципальными органами».
В целом, выделение комиссий из структуры органов местного самоуправления является правильным – этим, как минимум, подчеркивается их особое независимое положение. Муниципальные комиссии не подотчетны представительному органу местного самоуправления, подчинены только закону.
Вместе с тем, как представляется, законодатель не довел это выделение до логического конца.
Первая проблема, которая возникает на практике – это проблема формирования избирательных комиссий. Законом установлен достаточно четкий порядок – кто сколько кандидатур представляет, в какой срок должна быть сформирована комиссия.
Вместе с законно прописанным порядком установлено и то, что состав муниципальной комиссии формирует представительный орган муниципального образования.
Однако при реализации данных норм возникает правоприменительная проблема следующего характера. Некоторые депутаты отказываются голосовать за предложенный состав комиссии по различным мотивам – не нравится та или иная кандидатура, не нравятся представители какой-либо политической партии вообще и проч.
Для таких случаев законодатель предусмотрел механизм – назначение состава или части состава вышестоящей комиссией. Однако возникает закономерный вопрос – зачем тогда вообще нужно назначение комиссии представительным органом?
На баланс властей он никаким образом не влияет – депутаты представительного органа не вправе менять ни кандидатуры (естественно, за исключением тех, которые представляет сам орган), ни пропорции состава. Таким образом, формирование комиссии – это чисто механический процесс и нецелесообразно отдавать его в представительный орган, который иногда руководствуется не положениями законности, а положениями целесообразности, даже если эта целесообразность противоречит закону.
Поэтому, на наш взгляд, целесообразно состав комиссий сделать квотированным. Представительному органу в таком случае можно предоставить соответствующую квоту по количеству членов избирательной комиссии. Таким образом, у нас получится четко установленный состав, персоналии которого будут определяться соответствующим субъектом (политической партией, общественностью, вышестоящей комиссией, представительным органом).