О некоторых направлениях совершенствования досудебного порядка разрешения налоговых споров
На современном этапе экономического развития Российской Федерации особо актуальной является проблема современного пополнения бюджета, его сбалансированности по доходам и расходам, обеспечение финансирования федеральных, региональных и местных потребностей.
Поскольку деятельность государства связана с изъятием у физических и юридических лиц принадлежащего им на праве собственности имущества, то это неизбежно создает конфликтные ситуации. Разрешению возникающих противоречий между государством и налогоплательщиками до недавнего времени было отдано преимущественно судебным органам государства. Однако загруженность судебных инстанций, а также высокий показатель количества случаев, когда действия налоговых органов признаются неправомерными, выявили необходимость введения дополнительных средств разрешения противоречий, возникающих при применении законодательства о налогах и сборах.
Наиболее перспективным направлением решения указанного вопроса является развитие досудебного порядка разрешения налоговых споров, который в настоящее время нуждается в значительной корректировке. Мнения о необходимости совершенствования правового регулирования досудебного разрешения налоговых споров высказывались в научной литературе.
Анализ досудебного порядка разрешения налоговых споров, предусмотренного Налоговым кодексом РФ, позволяет говорить о необходимости внесения следующих изменений в налоговое законодательство с целью повышения эффективности внесудебного урегулирования налоговых споров:
1. Создание специальных механизмов, применяемых при досудебном урегулирования налоговых споров.
До 1 января 2009 года налогоплательщик вправе обжаловать акты, а также действия (бездействия) налоговых органов и их должностных лиц, как в вышестоящий налоговый орган, так и в суд (после указанной даты обращение в суд будет возможно только при соблюдении досудебной процедуры урегулирования налоговых споров). Однако как показывает практика, в большинстве случаев налогоплательщики отдают предпочтение судебному разрешению налогового спора.
Простое введение обязательности досудебного урегулирования налоговых споров не является решением проблемы. Тот факт, что налогоплательщик перед обращением в суд за защитой своих прав, будет вынужден обратиться в налоговый орган в порядке досудебного урегулирования налогового спора, не повысит эффективность досудебного урегулирования налоговых споров. А между тем, законодатель, вводя с 1 января 2009 года обязательность досудебного рассмотрения налоговых споров, хотел добиться именно повышения эффективности разрешения налоговых споров (это следует даже из названия нормативного акта, введшего данные положения – осуществление мер по совершенствованию налогового администрирования ). Об эффективности досудебного порядка налоговых споров можно будет говорить тогда, когда налогоплательщик будет сам стремиться рассмотреть налоговый спор в досудебном порядке, а число обращений в судебные органы (или по крайней мере число судебных решений, вынесенных в пользу налогоплательщиков) значительно сократятся.