Некоторые социально-психологические аспекты противодействия терроризму
Терроризм называют сущностным явлением XXI века. Как сложное социальное явление терроризм детерминируется системой факторов различного порядка – социально-экономического, политического, правового, психологического, поэтому и проблема противодействия ему должна решаться комплексно на всех этих уровнях. На социально-экономическом - это, прежде всего, преодоление кризисных явлений и создание нормальных, неунизительных условий жизни для всех социальных слоев и групп. На политическом - отказ всех субъектов политики от применения силы в достижении своих целей. На правовом - разработка и принятие эффективных, научно обоснованных законов и других нормативных актов, установление административно-правовых режимов, затрудняющих проведение террористических акций.
Среди социально-психологических предпосылок распространения терроризма в современном обществе исследователи выделяют три наиболее важных тенденции. Первая – это приятие массовым сознанием насилия как способа решения многих социальных, политических и экономических проблем. Это и силовое противостояние двух ветвей власти в сентябре-октябре 1993 г., и попытка вооруженной сецессии Чеченской республики с ее силовым же подавлением; это и рейдерство, и физическое устранение экономических конкурентов; это и силовые способы в разрешении международных конфликтов и вооруженное вмешательство иностранных государств во внутригосударственные проблемы (бомбардировки Югославии, «Буря в пустыне» и т.п.). В повседневной жизни – это засилье насилия на кино- и телеэкранах, в компьютерных играх, где ценность человеческой жизни практически сводится к нулю. Особенно сильно это отражается на еще несформировавшейся психике подростков и молодежи. Так правоприменительная практика показывает, что некоторые игроманы переносят modus operandi героев «стрелялок» в реальную жизнь.
Вторая тенденция, противоположная первой – гуманизация общества. Все меньше остается на планете диктаторских, тоталитарных режимов, где рядовые граждане рассматриваются только как объект политики и средство достижения какой-либо «высокой» цели. В модернизирующихся обществах все большую роль играет «человеческий фактор» и жизнь человека ценится все больше. А потому и появляется возможность (а, следовательно, и желание) отдельных, экстремистски настроенных сил использовать ее в качестве предмета торга с властью или для прямого воздействия на общественное мнение. В тоталитарном государстве, где человеческая жизнь ничего не стоит, и государство само прибегает к террористическим методам осуществления власти, захват заложников террористами не может побудить государство к диалогу с последними. Да и сами акты негосударственного терроризма не получают освещения в монополизированных государством СМИ, как это, например, было в 1977 году, когда группа армянских националистов осуществила серию взрывов в Москве, повлекших человеческие жертвы, а информация об этом распространялась только в форме слухов да зарубежными радиостанциями, искажаясь и обрастая несуществующими подробностями.