Актуальные проблемы правового информирования
С древнейших времен, и особенно с эпохи Просвещения, известными учеными и философами, государственными и общественными деятелями, юристами высказываются предложения о необходимости проведения мероприятий по правовому просвещению населения. В тоже время констатируется различными авторами факт, что граждане не обладают правовыми знания. Так, Н. Рулан пишет: «В наших современных обществах, где каждый гражданин обязан знать нормы, на практике дело обстоит далеко не лучшим образом: гражданин часто не знает норм права, либо узнает о них случайно из средств массовой информации».
Проблема правового информирования остается актуальной, в т.ч. и для современной России. Для современного российского общества характерным является недостаточное знание гражданами своих конституционных прав и свобод, неумение и нежелание их отстаивать перед государством. «Такое положение порождает среди населения апатию и безответственность» – отмечается в Докладе Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. В России пока еще полностью не забыт опыт СССР, в котором предпринимались попытки организации и осуществления правовой всеобуч населения.
Современное российское законодательство настолько обширно и сложно, что нередко судьи, следователи и дознаватели, владеющие знаниями только из определенных отраслей права, не в состоянии ориентироваться во всем массиве нормативных правовых актов, в отдельных вопросах других отраслей права (банковского, таможенного, валютного, налогового и т.п.). Специализация юридического знания специалистов сталкивается с необходимостью знания «частностей», не входящих в предмет специализации. Проблема усугубляется постоянно вносимыми изменениями в тексты правовых актов. В настоящее время в ряде работ высказываются предложения о проведении правовой экспертизы. В Конституционном суде Российской Федерации привлекаются в качестве экспертов высококвалифицированные юристы, доктора и кандидаты юридических наук, на разрешение которым ставятся вопросы правового характера, касающиеся трактовки и использования отдельных норм материального и процессуального права.
Право изучают юристы – лица, получившие юридическое образование, существует самостоятельная юридическая наука в системе общественных наук, как может знать и применять правовые нормы «рядовой» гражданин, не получивший юридического образования. Никто не спорит о том, что простому обывателю трудно, а зачастую невозможно понять положении различных наук, но почему тогда считается, что гражданин должен знать и правильно понимать существующие предписания, выработанные юридической наукой и практикой. Если должностные лица, юристы не в состоянии разобраться в существующем «море» законодательных актов, то вряд ли способны это сделать рядовые граждане.
А ведь, как пишет А.В. Поляков, для того, чтобы быть субъектом права, лицо должно быть способно понимать смысл существующих в обществе правовых норм (правил поведения), способно оценивать их социальную значимость. Способны ли граждане сами правильно истолковать правовые нормы, разобраться в хитросплетениях юридического закона. Не является ли мероприятия по правовой информированности населения, всего лишь порождением правового нигилизма, как советского, так и современного?