Виды субъектов налогового права
Взимание налогов и осуществление налогового контроля предполагает вмешательство в частные дела организаций и физических лиц, ограничение конституционных прав, установленных ст. 34, 35 Конституции РФ. Делегирование подобных полномочий какому-либо государственному органу возможно лишь на основании федерального закона. Третье замечание к п. 5 ст. 9 НК РФ состоит в отсутствии оснований причислять к участникам налоговых отношений должностных лиц. Последние, участвуя в налогово-правовых отношениях, по существу реализуют часть компетенции соответствующего государственного органа власти и не выступают в налоговом праве как самостоятельные носители установленных законом субъективных прав и обязанностей, отличных от прав и обязанностей государственного органа
С учетом отмеченного выше остановимся далее на проблеме определения основных видов субъектов российского налогового права. В юридической литературе по общей теории права принято подразделять всех субъектов права на три основные группы: 1) индивиды; 2) организации; 3) общественные образования. Однако деление на виды субъектов налогового права вышеуказанным образом не отражает в полной мере специфику круга субъектов налогового права и особенности содержания правосубъектности различных участников налоговых отношений. Целесообразно разделить субъектов налогового права на основе целого комплекса признаков и свойств, выделив следующие виды субъектов: 1) физические лица; 2) организации; 3) государственные органы; 4) общественно-территориальные образования.
В литературе предлагаются и иные варианты классификации субъектов налогового права. Так, Н. И. Химичева отмечает: «...в налоговых правоотношениях участвуют: налогоплательщики, органы государственной налоговой службы и кредитные органы — банки, которые принимают и зачисляют налоговые платежи на счета соответствующих бюджетов. Они являются носителями юридических прав и обязанностей в данных отношениях, т. е. субъектами налогового права». Однако сформированный ученым перечень субъектов налогового права имеет недостатки. Во-первых, он не полон. Во-вторых, определение налогоплательщика как субъекта налогового права нельзя признать точным. Субъектами налогового права все-таки являются граждане и организации. Категория же налогоплательщик в узком смысле определяет одну из сторон в налоговом правоотношении по конкретному налогу. В широком смысле под налогоплательщиком можно понимать участника определенного рода правоотношений, связанных с исчислением и внесением налогового платежа в бюджет. Поэтому права М. В. Карасева, которая пишет: «...стороны в налоговом правоотношении строго определены. Обязанную сторону правоотношения представляют различные субъекты, объединенные под названием «налогоплательщики». В этом отношении понятие «налогоплательщик» сопоставимо с такими гражданско-правовыми понятиями, как «должник», «кредитор», поскольку и то и другое «не выражает ничего больше, кроме определенной юридической позиции субъектов обязательственных правоотношений».