Проблемы классификации субъектов налогового права
М. И. Кулагин указывает: «Традиционно система юридических лиц в буржуазном праве строилась применительно к основным делениям буржуазного права, и в первую очередь разделению буржуазного права на публичное и частное. Соответственно и юридические лица подразделялись, прежде всего, на публичные и частные или на юридические лица публичного и частного права. К юридическим лицам публичного права относят само буржуазное государство, выступающее в имущественных отношениях в качестве особого субъекта права — казны; административно-территориальные подразделения государства; государственные учреждения и государственные организации, которые одновременно выступают и как хозяйствующие субъекты, и как органы государственного управления, Частными являются все прочие юридические лица, т. е. те, которые создаются частными лицами и преследуют частные цели. Это различного рода хозяйственные организации, объединения, преследующие культурные, научные, религиозные цели, благотворительные и иные общества. Обычно публичными признаются юридические лица, которые обладают государственно-властными полномочиями, а частные юридические лица лишены этого качества».
В советской юридической науке многими авторами обосновывалась бесплодность деления юридических лиц на публичные и частные с точки зрения гражданско-правовых последствий. При этом отмечалось, что понятие юридического лица имеет теоретическую и практическую ценность только как гражданско-правовое понятие. Органы государственной власти обладают полномочиями, недоступными юридическим лицам гражданского права. Но все эти полномочия или совокупность их не оказывают какого-либо существенного влияния на имущественную правоспособность государственных органов, выполняющих те или иные функции государства. Осуществляя эти функции, государство или его органы выступают как носители определенных прав и обязанностей, но содержание этих прав и обязанностей относится к сфере административного, финансового, налогового и др., т. е. публичного, права и не связано с понятием юридического лица гражданского права.
Иной характер приобретает спор о целесообразности деления лиц на публичные и частные, если перенести его в сферу налогового права. При этом указанной классификации будут подвергаться уже, естественно, не юридические лица, а в целом все субъекты отрасли. Общеизвестно, что к публичному праву относят преимущественно вопросы власти, строения государства, отношений граждан и администрации, охраны правопорядка. Ныне понятие «публичного» расширяется, оно охватывает многие сферы. Это устройство государства и власти, сферы управления и организации самоуправления, выражение публичного интереса как суммарного, усредненного социального интереса в каждой из сфер — экономической, социальной и др.
В связи с делением в науке права на частное и публичное полагаем необходимым в основу деления субъектов налогового права на частные и публичные положить наличие у субъекта властных полномочий, реализуемых в рамках налоговых отношений. Именно подобные властные полномочия являются наиболее наглядными показателями публичной природы субъекта налогового права. Указанное основание для классификации субъектов обусловливает различие публичных и частных субъектов налогового права и по ряду других дополнительных признаков: 1) частные субъекты выражают в налоговых отношениях, как правило, собственную волю и интерес, публичные — волю и интерес определенной социальной общности, проживающей на соответствующей территории;.