Недопустимые формы фискального взимания
На протяжении истории развития общества два взаимосвязанных фактора — постоянные затруднения государственных и иных публичных образований в формировании своей доходной базы, с одной стороны, и активное сопротивление плательщиков установлению новых налогов и сборов, с другой стороны, — побуждали государство использовать иные методы принудительного аккумулирования денежных средств и других материальных ресурсов. Рассмотрим несколько наиболее характерных видов фискальных злоупотреблений, широко практиковавшихся в последнее время.
1. Принудительные займы.
Фискальная суть принудительного займа проявляется в первую очередь в тех материальных преимуществах, которые получает соответствующее публичное образование от его размещения. Принудительный заем, как правило, размещается под достаточно низкий процент, иногда на длительный срок, и инвестиционная непривлекательность данного вложения для частного лица компенсируется его принудительным характером. Таким образом, движущей силой при размещении такого займа становится не механизм свободного спроса и предложения, а правовое ограничение имущественных прав частных лиц, выражающееся в принудительном изъятии части принадлежащих им материальных благ. Следовательно, принудительный заем обладает основными
признаками налога. Возвратный же характер займа как обязательного изъятия не имеет в данном случае значения, поскольку, несмотря на возвращение через определенный период времени заимствованной суммы, во-первых, имущественные потери лица от ограничения его прав распоряжаться заимствованными денежными средствами остаются, как правило, некомпенсированными в полной мере; во-вторых, государство, напротив, получает материальную выгоду в процессе пользования чужими денежными средствами, оплачивая эту услугу по цене ниже свободного предложения.
2. Инфляция, вызванная необеспеченной эмиссией.
Эмиссия государством необеспеченных денежных знаков или ценных бумаг может вызвать не только дестабилизацию всей экономической системы, но и играть роль прямого прогрессивного налога на накопления и ожидаемые доходы частных лиц. Чтобы эмиссия вызвала наиболее явные последствия фискального характера, необходимо, чтобы материальные активы были неравномерно распределены между государством и частными лицами. Так, если размер имущественных прав требований частных лиц к государству превышает размер прямо противоположных требований или же фиск в отличие от частных лиц располагает активами, не поддающимися неизбежному обесцениванию в условиях инфляции, фискальный эффект необеспеченной эмиссии будет особенно заметен.
Фискальный эффект инфляции, вызванных необеспеченной эмиссией, неоднократно проявлялся в экономической истории России. .