Недопустимые формы фискального взимания
История финансовой политики 1918—1923 гг. в этом отношении является одной из наиболее драматичных, поскольку в соответствующий период доходы от эмиссии денежных знаков нередко составляли основу доходов бюджета РСФСР и многократно превышали суммарный размер всех налоговых поступлений. Как отмечает Е. Преображенский: «Выгоды эмиссии заключаются в сравнительной дешевизне этого сорта налога, в том, что он взыскивается без соответствующего аппарата, и к нему можно прибегать в период отсутствия всяких налоговых аппаратов, и при нежелании населения платить какие бы то ни было налоги». Однако негативное влияние такого механизма скрытого налогообложения несопоставимо ни с какими выгодами. Это срыв курса национальной валюты, разрушение сферы производства, искажение отношений цен и доходов, исчезновение стимулов к покрытию дефицита бюджета, наконец, несправедливость и неустойчивость всей системы распределения бюджетных расходов среди населения и т. д.
3. Фискальные монополии.
В финансовой науке фискальные монополии иногда рассматривались в качестве особых разновидностей косвенных налогов. Сущность фискальной монополии состоит в искусственном устранении государством частной конкуренции на определенном сегменте рынка и реализации потребителям некоторых необходимых им услуг и товаров по ценам, превышающим в совокупности расходы на их производство и среднюю норму прибыли. Многие ранее существовавшие фискальные монополии давно ушли в историю, однако и в настоящее время периодически предпринимаются попытки использовать данный инструмент изъятия материальных благ.
Понятие фискальной монополии не следует трактовать широко. Государство может национализировать в публичных интересах целые отрасли промышленности. Такие процессы неоднократно имели место в различных европейских странах после Второй мировой войны: национализация угольных предприятий в Великобритании, авиационных компаний во Франции и т. д. Но сам факт государственного господства в определенном секторе экономики еще не создает фискальной монополии. Если концентрация в публичной собственности дорог федерального значения, железнодорожного или авиационного транспорта, почты могут быть обусловлены исключительно соображениями общественной пользы, публичного интереса, то существование фискальной монополии диктуется более узкими целями — обеспечением устойчивых доходов фиску.
Известный итальянский ученый Ф. Нитти еще в начале XX в. предлагал классифицировать все существовавшие в соответствующий период фискальные монополии на три вида: 1) регалии на предметы необходимого потребления; 2) регалии на предметы второстепенного потребления; 3) регалии на спекуляции - Первый вид фискальной монополии, представляющий собой косвенный налог, падающий на наиболее необеспеченные слои населения, давно считается неприемлемым способом распределения публичных расходов и в современном мире практически не встречается. Установление фискальных монополий в сфере производства табака и алкоголя и иных подобных товаров, отличающихся высокой доходностью, всегда представляет повышенный интерес для государства. .