Модели корпоративного управления
Американская модель корпоративного управления находится с начала 2000 г. в процессе изменения и реформирования, вызванном рядом крупных корпоративных скандалов, потрясших финансовый рынок Америки.
Скандал начался с концерна Энрон - крупнейшей энергетической компании, объявившей себя банкротом в 2001 г. Компания признала, что в течение последних пяти лет реальные показатели ее прибыли были занижены примерно на 600 млн долл. Для улучшения своих финансовых показателей компания использовала сложные системы взаимозачетов с дочерними структурами. Аудиторская фирма "Артур Андерсен" подтверждала достоверность финансовой отчетности компании. Кроме того, фирма Arthur Andersen осуществляла внешнюю проверку компании Enron, будучи одновременно и ее внутренним аудитором и оказывая ей консалтинговые услуги по вопросам финансового менеджмента. Только в 2000 г. вознаграждение фирме Arthur Andersen за "услуги" составило свыше 50 млн. долл.
Дальнейшее расследование показало, что компания Enron не единственная "заблудшая овца" в благородном корпоративном семействе США, что подтасовки финансовых результатов достигли огромных масштабов, и число компаний, пойманных на искажении отчетности, растет день ото дня. Инвесторы стали в панике избавляться от акций абсолютно всех компаний, не желая разбираться в честности или бесчестности их управляющих.
Как отмечалось в прессе, "американская корпоративная система начала издавать гнилой запах, так что даже наименее деликатные люди вынуждены зажимать носы".
Одной из основных причин скандала явилась особенность американской модели корпоративного управления, которая заключается в крайнем распылении акционерного капитала: большинство корпораций не имеет в своих реестрах акционера, чья доля составляла бы более одного процента от совокупного капитала.
С одной стороны, распыленность акционерного капитала облегчает передачу акций от одних собственников к другим. С другой стороны, так называемый распыленный инвестор не обладает возможностью контролировать дела в компании, крайне чувствителен к доступности информации, ко всем внешним проявлениям неблагополучия. Он вложит свои деньги в акции только той компании, которая докажет свое дружественное расположение к нему. Такие инвесторы "голосуют ногами", т.е. продают пакет акций при малейших подозрениях на возможные будущие проблемы.
В такой ситуации в основе работы совета директоров американской корпорации лежат два фундаментальных принципа: члены совета директоров являются представителями единого коллектива акционеров и обязаны следовать задачам реализации их общего интереса; владельцы акций - это единственная группа, избирающая совет директоров, и члены совета директоров обязаны служить интересам этой группы, приносить как можно больше прибыли любыми средствами.
"Культ акционера" стал одной из ключевых причин широкого распространения нечестных бухгалтерских приемов. Данная стратегия предполагала максимизацию богатства акционеров, т.е. поддержание постоянного роста рыночной цены акций.