Выработка условий торговых договоров
Закон РФ "О защите прав потребителей" установил, что документация к товару должна представляться на русском языке. Однако это важное правило повсеместно нарушается. Организациям-покупателям следует дополнительно закреплять данное требование в отношении импортных товаров в договоре.
В договорах предусматриваются также требования к маркировке товаров и тары. Если маркировка тары предназначена для покупателя и транспортной организации, перевозящей груз, то маркировка товара содержит сведения, необходимые пользователю. Товарная маркировка наносится на само изделие, на его упаковку либо на прилагаемые ярлык, этикетку, вкладыш. Содержание маркировки определяется правовыми актами, стандартами, в том числе на конкретные виды товаров, а также договором.
На товары потребительского назначения должны наноситься сведения, предназначенные для граждан-покупателей. Согласно Закону РФ "О защите прав потребителей" информация должна содержать адрес и фирменное наименование изготовителя, цену, гарантийный срок, если он установлен, и другие данные. Состав информации и требования к содержанию информации по группам товаров определены стандартами ГОСТ Р 51121-97 "Товары непродовольственные. Информация для потребителей. Общие требования" и ГОСТ Р 51074-97 "Продукты пищевые. Информация для потребителей. Общие требования".
Статья 18 Федерального закона от 02.01.2000 "О качестве и безопасности пищевых продуктов" предусматривает необходимость указания на этикетках, ярлыках либо на листках-вкладышах упакованных пищевых продуктов более широкого круга необходимых сведений для потребителей по данным видам товаров.
Статья 458 ГК РФ установила важное правило: товар не признается готовым к передаче, если он не маркирован или иным образом не идентифицирован для целей договора. Это означает, что при отсутствии маркировки и иной необходимой информации товар не признается поставленным, а обязательство не считается исполненным. Установление такого порядка резко повышает значимость маркировки, четкого определения в договоре содержания маркировки и иной информации и способа ее нанесения.
В 1977 г. международной организацией EAN был разработан Европейский стандарт символьной маркировки - штриховая маркировка. Она представляет собой сочетание 13 штрихов и пробелов разной толщины. Штриховой код наносится на изделие типографским способом или приклеиваемой этикеткой. Он считывается сканирующим устройством. В соответствии с законодательством Европейского союза товары без штриховой маркировки не допускаются к продаже.
В России общее руководство работой по штриховому кодированию товаров осуществляет внешнеэкономическая ассоциация автоматической идентификации - ЮНИСКАН. По запросам организаций ЮНИСКАН выдает им коды для маркировки производимых товаров, ведет соответствующий банк данных.
Линии штриховой маркировки состоят из 4 групп. Линии первой группы обозначают код страны - изготовителя товара. Линии второй группы присваиваются ЮНИСКАН конкретной организации - изготовителю или продавцу товара. Последующие пять знаков кода разрабатываются изготовителем товара и отражают информацию о товаре, необходимую для самого изготовителя и для покупателей товара. Последний разряд кода является контрольным числом алгоритма.