Выработка условий торговых договоров
Возможны и другие решения данного вопроса. Так, в силу ст. 491 ГК РФ до момента оплаты покупатель не вправе распоряжаться товаром или отчуждать его, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из свойств товара. Здесь право собственности признается перешедшим к покупателю, но он лишен правомочия распоряжения товаром. Подобное условие может конкретизироваться в любом реализационном договоре.
Одновременно стороны определяют следующее. Согласно ст. 459 ГК РФ риск случайной гибели или повреждения товара переходит на покупателя с момента исполнения продавцом обязательства по передаче товара, а по товарам, проданным во время нахождения в пути, - с момента заключения договора. Эта норма детализирует общее правило ст. 213 ГК РФ об отнесении риска на собственника. Вместе с тем в договоре могут предусматриваться иные решения. Так, например, в интересах добросовестного покупателя, оплатившего в порядке предоплаты стоимость товара, целесообразно устанавливать, что продавец, получивший деньги за товар, несет риск его случайной утраты или порчи до момента фактического поступления товара к покупателю.
3. Одним из важнейших для реализационных договоров является условие о качестве продаваемых товаров. Под качеством принято понимать совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные или предполагаемые потребности.
Федеральный закон от 27.12.02 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", принятый с учетом требований ВТО, кардинально изменил ранее существовавшую систему правового регулирования качества. Закон ввел ряд новых инструментов регламентации качества, а именно: техническое регулирование, технический регламент, международный стандарт, национальный стандарт, оценка соответствия, декларирование соответствия, знак обращения на рынке и др. Они требуют быстрейшего освоения и внедрения в коммерческую практику.
Закон предусматривает издание общих и специальных технических регламентов. Они принимаются международным договором России, федеральным законом, указом Президента РФ или постановлением Правительства РФ. Общие регламенты устанавливают обязательные для исполнения требования к объектам технического регулирования. Специальные технические регламенты устанавливают требования к отдельным видам продукции и процессам, в отношении которых недостаточно предписаний общих технических регламентов. Всего до 2007 года предусматривается издать 350-400 технических регламентов.
Предусмотрен отказ от централизованного определения качества товаров через множество ГОСТов и иных документов, детально регламентировавших требования к изделиям вплоть до их цвета и формы. Важнейшими принципами стандартизации названы добровольность применения стандартов и недопустимость их противоречия требованиям технических регламентов. Требования стандартов в отношении качества рассматриваются как минимальные. Они могут без ограничений дополняться в договорах более высокими показателями.