Обязательства по оказанию услуг
Понятие обязательства по оказанию услуг. Одним из самых значительных явлений сегодняшней экономической жизни является интенсивное расширение рынка услуг, появление все новых их видов. Тенденция устойчивого роста доли услуг в имущественном обороте делает институт оказания услуг одним из самых динамично развивающихся.
С принятием Гражданского кодекса отношения по оказанию услуг впервые получили в России правовую регламентацию на уровне кодифицированного нормативного акта. Это не означает, что ранее данные отношения находились за рамками гражданско-правового регулирования. Оказание услуг относится к древнейшим частноправовым институтам, а его правовая регламентация имеет достаточно длительную и яркую историю. Договорная конструкция, опосредующая отношения по оказанию услуг, уходит своими корнями в римское право, а в настоящее время получает нормативное закрепление в большинстве современных правопорядков.
Необходимость специального правового регулирования обязательств по оказанию услуг обусловлена особенностями услуги как самостоятельного объекта данного правоотношения. Ключевым признаком услуги является отсутствие овеществленного результата. Будучи деятельностью исполнителя, услуга не отделима от источника, от которого исходит, составляя с ним единое целое. Ее ценность состоит в самой деятельности исполнителя.
Отсутствие результата, отделимого от самой услуги, не означает, что действия исполнителя не способны вообще приводить к какому-либо результату. Полезный эффект услуги может присутствовать, но не иметь овеществленного воплощения.
Оказываемая исполнителем услуга потребляется заказчиком немедленно в процессе самого ее оказания. Оказание услуги исполнителем и ее получение заказчиком происходят одновременно. Заказчик не может потребить услугу до ее оказания, равно как исполнитель не может "накапливать" услуги.
Указанные признаки предопределяют особенности правового регулирования обязательств по оказанию услуг. Поскольку услуга не охватывает своим содержанием достижение результата, риск его недостижения не возлагается на исполнителя. Последний имеет право требовать оплаты за надлежащее совершение действий вне зависимости от достижения их полезного эффекта. Учитывая это, законодатель моделирует обязательства по оказанию услуг как обязательства "максимального приложения усилий".
Следует отметить, что применительно к отдельным видам услуг законодатель конструирует обязательства по их оказанию по модели "обязательства достижения результата", по сути, перераспределяя риск недостижения полезного эффекта подобных услуг. Так, ст. 34 Федерального закона от 17 июля 1999 г. "О почтовой связи" и п. 57 Правил оказания услуг почтовой связи, утв. постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2005 г. N 221, возлагают на оператора почтовой связи обязанность пересылки почтовых отправлений и осуществления почтовых переводов в установленные сроки и определяют его ответственность за недоставку отправлений и невыплату переводов. Обязанность достижения не овеществленного результата возлагается на исполнителя также при оказании услуг по перевозке и хранению.