Обязательства по оказанию услуг
Соответственно недостижение полезного эффекта услуги не является доказательством допущенных исполнителем нарушений. Например, отсутствие успехов у заказчика в освоении иностранного языка не будет свидетельствовать о ненадлежащем качестве оказанной услуги, поскольку достижение полезного эффекта зависит в рассматриваемом случае не только от деятельности исполнителя, но и от усилий и способностей получателя услуги. Поэтому исполнитель может нести ответственность только за ненадлежащее оказание самих услуг, а не за то, что полезный эффект такой услуги не наступил. Условие договора, возлагающее на исполнителя негативные имущественные последствия ненаступления желаемого для заказчика результата, ничтожно.
Проблема так называемых безвозмездных услуг. Некоторые авторы отрицают возможность существования безвозмездных обязательств по оказанию услуг, ссылаясь на их неимущественный характер. Так, М.В. Кротов полагает, что в отношениях по безвозмездному оказанию услуг стороны - услугодатель и услугополучатель - не связаны между собой гражданско-правовым обязательством. При этом автор предлагает различать обязательства по оказанию услуг и договоры по оказанию услуг. "Конститутивным признаком первых является оказание услуг за плату, что и должно быть отражено в определении соответствующих обязательств".
Однако получение вознаграждения за совершенные исполнителем действия само по себе не является основанием для признания имущественного характера услуги, равно как и отсутствие такого вознаграждения не свидетельствует о неимущественном характере отношений.
Услуга, не являясь собственно имуществом, как и любой объект гражданских прав, имеет определенную имущественную ценность, т.е. выступает в гражданском обороте как некое благо, товар, обмениваемый на равноценные стоимости. Отсутствие встречного предоставления не порочит услугу как товар и не меняет имущественно-стоимостной характер обязательства в целом.
Д.И. Степанов считает, что "в отсутствие признака возмездности соответствующего обязательства по оказанию услуг... требования из подобного обязательства не подлежат защите правом ". В противном случае, по мнению автора, "закрепление на уровне позитивного права возможности требовать исполнения в натуре услуг, вытекающих из договора безвозмездного оказания услуг, равносильно признанию внеэкономической зависимости одного человека от другого... что противоречит не только базовым принципам частного права, но также и современной концепции прав человека".
Однако данная аргументация не способна доказать исходный тезис. Со времен Средневековья общепризнано, что "никого нельзя прямо понудить к совершению действия". Поэтому, независимо от признака возмездности, сама сущность услуги как действия исполнителя исключает возможность заказчика требовать исполнения обязательства в натуре.