Гражданское законодательство в системе нормативного регулирования гражданских отношений
акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти.
Исходя из буквального толкования абз. 1 п. 2 ст. 3 ГК, а также наименования ст. 3 ГК все эти акты образуют автономную подсистему "иных актов, содержащих нормы гражданского права", альтернативную подсистеме "гражданское законодательство". Причина такого дуализма в системе гражданских нормативных правовых актов видится в следующем.
Согласно пп. "о" и "п" ст. 71 Конституции РФ гражданское законодательство относится к ведению Российской Федерации. Такое особое отношение к гражданскому законодательству со стороны Конституции РФ не может не свидетельствовать о его важном значении и роли в регулировании общественных отношений. Законодатель в п. 1 ст. 3 ГК лишь воспроизводит правило п. "о" ст. 71 Конституции РФ, экстраполируя конституционные установки на конкретно-отраслевой уровень. А поскольку согласно Конституции РФ и Гражданскому кодексу только гражданское законодательство составляет предмет ведения Российской Федерации, постольку данное правило не распространяется на противопоставляемые гражданскому законодательству иные акты, содержащие нормы гражданского права.
Именно поэтому нельзя согласиться полностью с расхожим тезисом, будто бы всякая гражданско-правовая норма может и должна быть продуктом деятельности исключительно федеральных органов. Данный тезис, следуя содержанию пп. 3-7 ст. 3 ГК, возможно, и не вызывает сомнений, если речь идет об актах органов исполнительной власти, однако правило абз. 2 п. 2 ст. 3 ГК не препятствует тому, чтобы гражданско-правовые нормы содержались и в законах субъектов Федерации. Правда, для этого необходимы два условия: а) эти законы должны приниматься не в соответствии с Гражданским кодексом, а "сами по себе"; б) формулируемые в данных законах нормы гражданского права должны соответствовать Кодексу.
Поэтому вполне можно предположить некий закон какой-то области о дополнительных мерах по социальной поддержке престарелых и больных граждан, который, помимо всего прочего, будет содержать гражданско-правовые нормы о патронаже. Такой пример не противоречит п. "о" ст. 71 Конституции РФ, поскольку в ведении Российской Федерации находится только гражданское законодательство, в то время как содержащие нормы гражданского права другие законы могут приниматься в том числе и на уровне субъектов Федерации.
Особенность всех подзаконных актов, регулирующих гражданские отношения, состоит в недопустимости их противоречия гражданскому законодательству, в противном случае применяется правило Кодекса или соответствующего закона. Вместе с тем указы Президента РФ могут приниматься независимо от того, сказано ли об этом в гражданском законодательстве, в то время как постановления Правительства РФ - только на основании и во исполнении гражданского законодательства, а также указов Президента РФ, т.е. при наличии соответствующего указания. В свою очередь, акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти издаются только в случаях и в пределах, предусмотренных Гражданским кодексом, другими законами и иными правовыми актами.