Жилищное право

Жилищное право как отрасль права выступает в качестве отправного понятия для отраслевой юридической науки и учебной дисциплины. Отрасли права отличаются друг от друга, прежде всего, предметом регулирования...

Подробнее:

Земельное право

Земельное право — самостоятельная отрасль российского права. Оно призвано регулировать особую сферу общественных отношений по поводу земли. Земля — первоначальный источник...

Подробнее:

Экологическое право

Одним из основных принципов охраны окружающей среды является ее надлежащее правовое обеспечение. Оно и обусловливает возникновение экологического права...

Подробнее:

Государственное регулирование межбюджетных отношений

Практика межбюджетных отношений свидетельствует о зависимости органов власти муниципальных образований в реализации бюджетных прав от государственных органов власти, а органов власти субъектов РФ — от органов власти Российской Федерации. Механизм разграничения компетенции между тремя Уровнями власти построен так, что нижестоящим уровням объем соответствующих полномочий передается по остаточному принципу. Им остаются те полномочия, которые не взяли на себя органы власти вышестоящего уровня. Однако материальные, в том числе и финансовые средства, передаются в квотированном режиме. В этом заложено основное противоречие действующей бюджетной системы страны.

Суть проблемы межбюджетных отношений заключается в том, что доходов, закрепленных за бюджетами субъектов РФ и органов местного самоуправления, не хватает для того, чтобы покрыть закрепленные за ними расходы. Действующий механизм распределения доли расходов и доходов между бюджетами разных уровней таков, что закрепленные расходы бюджетов регионального и муниципального уровней значительно превышают закрепленные доходы.

Фактически в настоящее время довольно большая доля доходных источников бюджетов субъектов РФ и органов местного самоуправления находится под управлением и контролем органов власти федерального уровня. В какой-то мере в сфере межбюджетных отношений сохраняется модернизированная модель прежних командно-административных отношений.

Нередки случаи ущемления бюджетных прав органов власти регионального и местного уровней. Применяется такой порядок, согласно которому на федеральном уровне предоставляются льготы отдельным категориям государственных служащих, например, должностным лицам федеральных правоохранительных и силовых структур — льготы по оплате проезда на общественном транспорте, оплате жилья, коммунальных услуг, установки и абонентной платы за телефон, но источник финансирования при этом не указывается. В результате бюджеты субъектов РФ имеют дополнительные непредвиденные расходы.

В подобных случаях реализация прав на льготы федерального уровня перекладывается на бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты, что значительно усиливает их напряженность. Поэтому Бюджетный кодекс содержит требование, в соответствии с которым устанавливается запрет органам власти субъектов РФ и муниципалитетов принимать решения, приводящие к увеличению расходов либо к снижению доходов бюджетов других уровней без одновременного принятия решения о компенсации их потерь.

Система перераспределения доходов для муниципалитетов и субъектов РФ напоминает известную систему «продразверстки», в результате которой сужается ручеек регулирующих средств из вышестоящего бюджета тому субъекту, у которого несколько лучше экономическое положение. В такой ситуации выгоднее быть просителем, чем самому искать источники существования. Все это является следствием того, что отсутствует реальная финансовая база для самостоятельности бюджета каждого уровня.

На состояние межбюджетных отношений негативно влияла активно применявшаяся в недавнем прошлом практика подмены конституционно установленного механизма разграничения полномочий Федерации и субъектов РФ договорным регулированием их отношений. С 1995 по 1997 гг. Российской Федерацией было заключено договоров более чем с половиной субъектов РФ. Практика заключения индивидуального договора с субъектом РФ при отсутствии единого унифицированного правила создавала объективную возможность установления неодинаковых условий взаимоотношений отдельного субъекта с Российской Федерацией, в том числе в бюджетных отношениях.

Навигация по сайту

Популярные новости

  • 25-04-2024Ирина Шиткина рассказала о поправках, которые предлагается внести в часть первую Гражданского кодекса. В настоящее время...
    Подробнее...
  • 23-04-202428 июня состоялась встреча руководителей Федеральной палаты адвокатов РФ Е.В. Семеняко и Ю.С. Пилипенко с руководителем Росрегистрации...
    Подробнее...
  • 21-04-2024С докладом выступил председатель комиссии Общественной палаты по общественному контролю за деятельностью правоохранительных органов...
    Подробнее...

Опрос на сайте

Как Вы считаете, возможно ли оставить завещание в устной форме?
  •  Возможно в присутствии двух и более свидетелей
  •  Возможно только в чрезвычайных ситуациях
  •  Возможно, если этот факт был ранее обговорен с нотариусом
  •  Все вышеперечисленные варианты предусмотрены законом
  •  Не возможно