Понятие и классификация источников земельного права
Юридическая сила всех законов и иных нормативных правовых актов определяется в зависимости от компетенции издавшего их органа государственной власти и роли правового нормативного акта в системе законодательства.
Виды источников земельного права. Источником земельного права является нормативный правовой акт, который содержит земельно-правовые нормы, т.е. нормы права, цель которых — регулирование земельных отношений.
Выделяются следующие виды источников земельного права: Конституция РФ, международные договоры РФ, специальные законодательные акты, основной целью которых является регулирование земельных отношений; законодательные акты, регулирующие отношения в сфере природопользования и охраны окружающей среды, и иные законодательные акты. Большое значение имеют нормативные указы Президента РФ, являющиеся источниками земельного права. Кроме того, такими источниками служат нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, а также нормативные правовые акты органов местного самоуправления.
Нормативные договоры. Особое место среди источников земельного права занимают нормативные договоры. К их числу относятся договоры, заключенные Российской Федерацией с субъектами РФ. Это, прежде всего, Федеративный договор, подписанный 31 марта 1992 г. между Российской Федерацией и субъектами РФ. Одной из целей Федеративного договора является разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов РФ. Значение этого договора как источника земельного права состоит в том, что Федеративный, договор отнес регулирование вопросов природопользования, охраны окружающей среды, земельное законодательство к предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ.
Российской Федерацией за последние годы заключен ряд таких договоров с субъектами РФ, в которых это общее положение нашло конкретизацию и развитие. Примером могут служить: Соглашение от 29 мая 1996 г. № 5 между Правительством РФ и администрацией Ростовской области о разграничении полномочий в сфере владения, пользования и распоряжения землей на территории Ростовской области; Соглашение от 27 мая 1996 г. № 5 между Правительством РФ и администрацией Иркутской области о разграничении полномочий в сфере владения, пользования и распоряжения землей на территории Иркутской области и ряд других.
Как правило, предметом таких соглашений является разграничение права собственности на землю между Российской Федерацией и субъектом РФ, а также разграничение полномочий в сфере регулирования земельных отношений между федеральными органами государственной власти и органами власти субъекта РФ.