Использование зарубежного опыта правовой охраны окружающей среды
Активизация общественной деятельности по использованию судов объясняется рядом причин как объективного, так и субъективного характера. Объективные причины связаны с определенной структурой, функциональной, политической независимостью судебной системы в едином механизме государственного управления. Эта самостоятельность определяется, прежде всего, конституционным правом судов устанавливать правомерность принимаемых законодательных и иных нормативно-правовых актов и осуществлять контроль за законностью действий исполнительных органов и должностных лиц.
Независимость судей обусловлена конституционным порядком их назначения, состоящим в пожизненности пребывания в должности, отсутствием права снять или уволить назначенного судью по усмотрению высших должностных лиц. Судебные полномочия включают, помимо прочего, рассмотрение исков, предъявляемых гражданами против действий правительственных и других исполнительных органов. В этом случае решение суда становится обязательным для исполнения, т. е. суд может признать неправомерным, нарушающим конституцию или иное законодательство то или иное мероприятие министерства, фактически отменить его.
Судебная практика занимает довольно существенное место в деятельности общественных организаций. Общественные организации занимают второе место после частных лиц по количеству исков, обвиняющих государственные органы в нарушении природоохранного законодательства, в общем, за последние годы, составляя на Американском континенте более 30% от общего количества исков о загрязнении среды. О том значении, которое придают общественные организации судебной практике, говорит и то, что в штате сотрудников и в руководящих органах большинства из них имеются юристы, на которых возлагается адвокатская работа и обязанности по контролю за процессом законотворчества в области охраны окружающей среды в стране. Существуют и узко специализирующиеся общественные организации, создаваемые специально с целью защиты интересов природоохранных организаций и граждан в судах.
Возмещение ущерба
Российское законодательство предполагает возможности обращения в суд по поводу загрязнения среды и возмещения ущерба. Статьи 1079–1083 ГК РФ, ст. 5 Закона РСФСР о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, ряд норм Закона РФ об охране окружающей природной среды допускают это. Время от времени такие дела в судах появляются, но весьма редко, порой соединенные с уголовным делом. Препятствия здесь видятся, прежде всего в отсутствии законченной методики определения вреда здоровью человека, установления прямой причинной связи между несоблюдением экологического законодательства, выбросом загрязнения и наступившим последствием, причиненным вредом.