Обман потребителей
Обман потребителей.
В данной норме предусмотрена ответственность за обмеривание, обвешивание, обсчет, введение в заблуждение относительно потребительских свойств или качества товара или иной обман потребителей в организациях, осуществляющих реализацию товаров или оказывающих услуги населению, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей в сфере торговли, если эти деяния совершены в значительном размере.
Отягчают ответственность случаи, когда указанные деяния были совершены лицом, ранее судимым за обман потребителей; группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; в крупном размере.
Обманом потребителей в значительном размере признается обман, причинивший потребителям ущерб в сумме, превышающей одну десятую часть минимального размера оплаты труда, в крупном размере — в сумме не менее одного минимального размера оплаты труда.
Объективная сторона данного преступления — обман потребителей путем совершения действий, которые выражаются либо в обманном уменьшении реального количества продаваемого товара по сравнению с тем количеством, на которое приобрел право покупатель при оплате покупки, либо в обмане при подсчете денег, полагающихся за данный товар, либо путем введения в заблуждение потребителя относительно реальных качеств предлагаемого товара или услуг.
Правовая база защиты прав и законных интересов потребителей содержится в Законе РФ «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 г. в редакции Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федераций «О защите прав потребителей» от 5 декабря 1995 г. Потребителем является гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары исключительно для личных нужд, не связанных с извлечением прибыли.
Недостатком товара является несоответствие товара стандарту, условиям договора или обычно предъявляемым требованиям к качеству товара. Существенным недостатком товара является такой недостаток, который делает невозможным или недопустимым использование товара в соответствии с его целевым назначением, либо который не может быть устранен, либо который проявляется вновь после устранения, либо для устранения которого требуются большие затраты, либо вследствие которого потребитель в значительной степени лишается того, на что он был вправе рассчитывать при заключении договора.
Субъектом данного преступления могут выступать как служащие организаций, осуществляющих реализацию товаров или оказывающих услуги населению, так и граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей в сфере торговли или услуг. Обман потребителя иными лицами квалифицируется как мошенничество, ответственность за которое предусмотрена ст. 159 УК.
С субъективной стороны ответственность за обман потребителей наступает в случае совершения этого преступления с прямым умыслом, т.е. виновный сознательно обманывает потребителя и желает наступления этого результата.