Институты таможенного дела государств – членов СНГ
Весьма существенным, принципиальным является вопрос о том, как определяется в ТК республик – членов СНГ само таможенное дело. Здесь также имеются разные подходы. Например, в ТК Украины таможенное дело – "порядок перемещения через таможенную границу товаров и иных предметов, таможенное регулирование, связанное с установлением таможенных пошлин и таможенных сборов, процедуры таможенного контроля и другие средства проведения в жизнь таможенной политики".
Данное определение вызывает ряд вопросов. Непонятно, почему таможенная политика оказалась не в начале определения, как заглавный фактор, а в конце, куда могут быть включены и сравнительно второстепенные институты. Неясно, далее, что имеется в виду под "иными предметами". Если это транспортные средства, то о них следовало сказать четко. Не упомянуто таможенное оформление.
В ТК Республики Узбекистан в определение таможенного дела оказалась невключенной таможенная политика.
Вслед за таможенным делом, как правило, идут статьи о таможенной политике. Так, согласно ТК Кыргызской Республики, таможенная политика выступает составной частью внутренней и внешней политики и представляет собой систему мер, применяемых государством с целью повышения эффективности внешнеэкономических связей республики. Основные цели таможенной политики Киргизии – обеспечение эффективного таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории страны, участие в мероприятиях по развитию национальной экономики и иные цели, определяемые Жогорку Кенешем, Президентом и Правительством Кыргызской Республики.
Особенностью ТК Украины является ст. 2, посвященная принципам таможенного регулирования. В ней предусмотрено, что Украина самостоятельно определяет таможенную политику, создает собственно таможенную систему и осуществляет таможенное регулирование на своей территории. Таможенное регулирование соответствует Кодексу, законам и международным договорам Украины, страна может вступать в таможенные союзы с другими государствами, участвовать в деятельности международных организаций по вопросам таможенного дела.
Характерной чертой организации и управления таможенным делом является наличие Таможенно-тарифного совета при Таможенном управлении.
На Таможенно-тарифный совет возлагается разработка:
1) предложений об основных направлениях таможенно-тарифной политики Республики Армения;
2) проектов законодательных актов и международных договоров Республики Армения по вопросам таможенно-тарифного регулирования;
3) мер защиты общереспубликанского рынка при ввозе на таможенную территорию Республики Армения товаров и других предметов и вывозе их с этой территории.