Воспрепятствование законной предпринимательской деятельности
Данное преступление характеризует рассматриваемую проблему потребительского рынка и обеспечения продовольственной безопасности в плане создания искусственных препятствий на пути развития предпринимательской деятельности. В странах с развитой рыночной экономики большая доля предпринимательства приходится на средний и малый бизнес. Во многих государствах существуют специальные программы, направленные на поощрение такого бизнеса, его правовое стимулирование. При этом стараются придерживаться общего правила: минимизации ограничительных и разрешительных мер. Очевидно, что чем больше таких мер, тем выше коррупция среди представителей бюрократического аппарата.
Можно с большой уверенностью утверждать, что наиболее благоприятные условия для развития малого и среднего бизнеса существовали в России в начале осуществления экономических реформ. Правда, в это время было много других издержек (например, резкая криминализация экономических отношений), однако бесспорно, что в тот, первый период экономических преобразований предприниматель не был столь зависим от бюрократии. Достаточно было зарегистрировать свою предпринимательскую деятельность и сразу начинать работать. В настоящее время, чтобы открыть собственное дело, необходимо не только зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя и зарегистрировать юридическое лицо определенной организационно-правовой формы (это сравнительно легко), но и получить лицензию сертифицировать свой продукт или предлагаемые услуги и т.п. (что довольно сложно). Число нормативно-правовых актов, регламентирующих условия и порядок лицензирования превышает одну тысячу. Ясно, что является серьезным тормозом динамичного развития предпринимательства в России.
Объектом преступления, предусмотренного ст. 169 УК России, является установленный порядок предпринимательской деятельности, что в конечном счете подрывает экономические интересы общества и экономическую безопасность государства.
Объективная сторона рассматриваемого преступления выражается как в активной, так и пассивной форме. Что касается активной формы (действий), то это неправомерный отказ в государственной регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица, неправомерный отказ в выдаче специального разрешения (лицензии) на осуществление определенной деятельности, ограничение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или юридического лица в зависимости от организационно-правовой формы, а равно незаконное ограничение самостоятельности либо иное незаконное вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица. Как видим, законодатель избрал интересную и не столь часто встречающуюся конструкцию диспозиции, когда ее содержание открывается более или менее типичными примерами неправомерных действий, но не имеет исчерпывающего характера. Это делает норму гибкой и удобной в правоприменении. Для настоящей статьи это очень важно, потому что иной подход серьезно бы ограничивал ее позитивный потенциал – способствовать развитию предпринимательства. Действия субъекта преступления должны быть неправомерными, то есть они должны быть связаны с нарушением нормативно-правовых актов. Их обилие создает реальные возможности для привлечения к уголовной ответственности тех, кто занимается административным рэкетом в отношении предпринимателей (чиновники довольно редко в совершенстве владеют знаниями правовой базы). Другое дело, что предприниматели сами должны располагать соответствующей информацией.