Роль культурных ценностей в уголовно-правовом регулировании
Человек как уникальное существо, обладающее социально-биологическими, духовными характеристиками, стремится в целях удовлетворения своих потребностей не только к использованию уже существующих природных благ в «готовом» виде, как это делают, например, животные, но и к преобразованию природы. В результате подобного преобразования появляется новый феномен – культура, которая может быть определена с позиций культурологии как совокупность сотворенных человеком материальных и нематериальных явлений. В качестве одного из таких явлений может и должно рассматриваться право и в частности уголовное право. Это делает актуальным исследование связи культуры и уголовного права. В настоящей статье данная взаимосвязь будет проанализирована в контексте того значения, которое имеют культурные ценности для уголовно-правового регулирования.
В законодательстве и в научной литературе культурные ценности нередко рассматриваются как предметы материального мира, имеющие отношение к культурной сфере жизни общества (например, картины, скульптуры и т.д.). Нами культурные ценности рассматриваются в широком смысле слова в качестве критериев оценки, принятых в культуре. В науке используется термин «социальные ценности». Существует немало классификаций ценностей; при этом социальные ценности чаще рассматриваются в качестве одной из разновидностей культурных ценностей.
Культурные ценности – это фундамент, на котором основывается культура в целом. Их наличие обусловлено субъективной составляющей человеческого поведения. При всем многообразии теорий мотивации (бихевиористских, психоаналитических, гуманистических, когнитивных и т.д.) все они исходят из наличия у человека неких потребностей, которые являются двигателем жизненной активности, удовлетворяются им посредством актов поведения. Основная функция культуры как раз и состоит в удовлетворении соответствующих потребностей. Реализация этой функции осуществляется посредством ценностей, вырабатываемых в рамках культурной деятельности.
Под ценностью обычно понимается фиксированная в сознании человека характеристика его отношения к объекту, усмотренная в нем способность удовлетворять потребности и быть источником положительных эмоций. Ценность - это своеобразный «маяк», который помогает человеку ориентироваться в окружающем мире и выбирать наиболее оптимальную и рациональную модель своего поведения. Основываясь на ценностях, человек выстраивает свое поведение таким образом, чтобы в итоге удовлетворить потребности с наименьшими затратами и наибольшей отдачей.
Культурные ценности отличаются большим разнообразием и образуют достаточно сложное в структурном плане явление, что объясняется неоднородностью культуры, которая формируется на многоуровневой основе с участием большого количества субъектов – начиная от человечества в целом и заканчивая каждым индивидом в отдельности. Система ценностей конкретного человека формируется на основе его потребностей. При всей субъективности системы ценностных ориентаций личности необходимо отметить, что она все же образуется на основе представлений, господствующих в культуре. Эти представления имеют определяющее значение для формирования модели поведения конкретного человека, выступают фундаментом существующих в обществе норм.