Производство, хранение товаров и продукции, не отвечающих требованиям безопасности
Объект этого преступления наиболее ярко иллюстрирует тезис, что экономическая преступность угрожает безопасности. В данном случае преступное деяние угрожает безопасности жизни или здоровья потребителей. В этой связи закономерно отнесение рассматриваемого правонарушения к преступлениям в сфере потребительского рынка. В то же время само наименование статьи 238 УК России указывает на то, предусмотренные ею деяния нарушают установленный порядок производства, хранения, перевозки, реализации товаров и продукции, выполнения работ или оказания услуг. В самом деле, соблюдение установленного порядка совершения соответствующих операций в принципе исключает создание угроз безопасности жизни или здоровья граждан, выступающих потребителями. Такой порядок скрупулезно изложен в различных нормативно-правовых актах.
Объективная сторона преступления с момента принятия нового Уголовного кодекса подверглась существенным изменениям. Она была дополнена новыми видами деяний, ее диспозиции стали более емкими, а главное, - соответствующими формальному составу (за исключением п. «г» ч. 2 и ч. 3). Оценивая внесенные коррективы, следует признать их обоснованность и с точки зрения превентивного потенциала, который новой редакцией ст. 238 УК был заметно усилен.
В действующей редакции объективная сторона рассматриваемого преступления характеризуется как производство, хранение или перевозка в целях сбыта либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей, а равно неправомерные выдача или использование официального документа, удостоверяющего соответствие указанных товаров, работ или услуг требованиям безопасности.
Многие признаки объективной стороны анализируемого преступления были раскрыты в предыдущем изложении материалов исследования. Поэтому прежде всего обратимся к характеристике того, что понимается под требованиями безопасности.
В Российской Федерации создана представительная нормативно-правовая база, нацеленная на обеспечение производства и реализации качественных товаров и услуг. Так, принят Федеральный закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов», в котором их безопасность определяется как состояние обоснованной уверенности в том, что пищевые продукты при обычных условиях их использования не являются вредными и не представляют опасности для здоровья нынешнего и будущих поколений (ст. 1). В главе IV Федерального закона сформулированы общие требования к обеспечению качества и безопасности пищевых продуктов.
В соответствии с названным Федеральным законом в стране осуществляется мониторинг качества безопасности пищевых продуктов и здоровья населения. Его субъектами являются федеральные органы государственной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, органы и учреждения санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации, государственной ветеринарной службы Российской Федерации, государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите право потребителей Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии, Государственной хлебной инспекции при Правительстве Российской Федерации. Каждый из указанных субъектов действует на основе большого числа нормативно-правовых актов, позволяющих контролировать качество питания граждан России с точки зрения безопасности их жизни и здоровья.