Представительство, поручительство, комиссия и агентирование по гражданскому праву РФ
Представительство и поручительство (ст. 361–367 ГК РФ). На сходство этих двух институтов обращал внимание А. Гордон, отметив, что «вытекающая из представительства ответственность одного лица за юридические действия другого придает институту этому некоторое внешнее сходство с поручительством».
На этом, однако, сходство представительства и поручительства кончается (если не считать ещё и сходства звучания терминов «представительство», «поручительство» и «поручение», вследствие чего «смешение» договоров поручительства и поручения является одной из наиболее типичных ошибок студентов).
Поручительство, будучи одним из способов обеспечения исполнения обязательств, «является договором, заключаемым по правилам, предусмотренным главой 28 ГК, между поручителем и кредитором в основном обязательстве», по которому поручитель обязывается перед кредитором другого лица (основного должника) отвечать за исполнение последним его обязательства полностью или в части (ст. 361 ГК РФ). Таким образом, исполнение поручителем обязанности вместо должника – это исполнение им ранее заключенного с кредитором договора. При представительстве же, направленном на исполнение представителем обязанности должника (представляемого) никакого предварительного договора, опосредующего такое исполнение, между представителем и третьим лицом нет. Осуществлению представительства, в том числе направленного на исполнение представителем обязанности представляемого, при добровольном представительстве может предшествовать заключение договора поручения, но этот договор никакой имущественной обязанности представителя по отношению к третьему лицу не порождает: он связывает стороны внутреннего (по предложенной в данной работе терминологии) правоотношения представительства – представляемого и представителя.
В силу договора поручительства поручитель, как и представитель, исполняет обязанность вместо основного должника и с непосредственным для последнего правовым результатом, но, в отличие от представителя, делает это от собственного имени. Соответствующее действие является для поручителя исполнением собственной обязанности перед кредитором, возникшей у него из договора поручительства, тогда как представитель всегда исполняет чужую обязанность. Действие поручителя одновременно погашает и обязанность должника перед кредитором, но, в отличие от действия представителя, не погашает ее вовсе, ибо к поручителю, исполнившему обязательство, переходят все права кредитора по этому обязательству. Наконец, поручитель, в отличие от представителя, объективно действует в интересах кредитора, а не основного должника.
Четкое отграничение представительства от поручительства позволяет правильно решить вопрос и о том, к кому кредитором могут быть предъявлены требования при неисполнении обязательства должником. При поручительстве поручитель и основной должник отвечают перед кредитором как солидарные должники, если законом или договором поручительства не предусмотрена субсидиарная ответственность поручителя (п. 1 ст. 363 ГК РФ). При исполнении же обязанности должника его представителем у него вообще нет обязанности по исполнению перед кредитором. Последний лишь вправе не принимать ненадлежащее исполнение от представителя, право же требования исполнения обязанности он имеет только по отношению к представляемому.